Posted 25 июля 2022, 04:47
Published 25 июля 2022, 04:47
Modified 17 октября 2022, 11:52
Updated 17 октября 2022, 11:52
Корреспонденты издания «НовостиВолгограда.ру» с помощью байкеров, полицейских и психолога выясняли, что движет лихими мотоциклистами, почему они в десятки раз повышают риски собственной жизни, нарушая ПДД, и как байкерам, а также автомобилистам избежать ловушек на дороге.
Мотоциклисты в этом году словно сорвались с катушек, говорят автоинспекторы. Если брать только первые неполные 7 месяцев, то фиксируется почти двукратный рост дорожных аварий с участием мотоциклов.
— С начала текущего года зарегистрировано 46 ДТП с мотоциклистами. 7 из них погибли, 52 ранены. Отмечу, что это статистика только по мотоциклистам. Скутеры, мопеды и прочая мототехника сюда не попадает, — рассказали в ГИБДД региона.
Причины ДТП все разные. От превышения скорости самими мотоциклистами до грубых нарушений правил дорожного движения автомобилистами.
Показательно, что за 7 месяцев прошлого года было зафиксировано всего 25 ДТП с двумя погибшими и 33 ранеными. То есть, помимо роста самого числа аварий в три с половиной раза выросло и число жертв.
Неосторожных мотоциклистов за глаза называют «хрустики», потому что жизнь такого участника дорожного движения очень короткая.
— Водитель легкового транспорта иногда просто не в состоянии осознать, на каком расстоянии находится от него мотоциклист. Из-за чего и происходят ДТП. Поэтому есть строгие рекомендации, что скорость мотоцикла ни в коем случае не должна превышать скорость потока более чем на 20 км. ч. То есть, если поток едет 40 км.ч., а мотоциклист мчится 80 км.ч, то водитель практически не в состоянии рассчитать, что будет в тот или иной момент. Кроме того, одна фара в темноте часто вводит в заблуждение, — рассказал корреспонденту издания «НовостиВолгограда.ру» начальник отделения пропаганды безопасного дорожного движения УГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области Антон Федотов.
Среди других лайфхаков безопасности для мотоциклистов автоинспекторы назвали отсутствие резкого маневрирования и движения между полос. Автолюбителям также не стоит делать резких маневров, потому что мотоцикл еще резче автомобиля.
— По правилам в одной полосе могут находиться два мотоцикла, но никак не автомобиль и мотоцикл. Понятно, что многие покупают мотоцикл, чтобы ездить без пробок. Но езда без пробок не говорит о том, что надо ездить с нарушением ПДД. Встречная, разделительная полосы, обочина не предназначены для движения мотоциклистов, — уточнили автоинспекторы.
Виктор Смирнов — мотоциклист с 30-летнем стажем и вице-президент Сталинградского отделения Всероссийского мотоклуба «Ночные Волки» поделился своим опытом и ощущениями от быстрой езды.
— Почти все трагические случаи — это элементарное несоблюдение правил дорожного движения. Как мотоциклистом, так и автомобилистом. Первые чаще всего превышают скорость, а автомобилисты не смотрят в зеркала и нарушают правила по перестроению из полосы в полосу.
Самый наглядный пример последнего сценария — смертельная авария, которая произошла 7 июля на перекрестке улиц Рабоче-Крестьянская и Иркутская у ТЮЗа. 52-летний мужчина, управляя автомобилем Nissan, при перестроении не заметил мотоциклиста. В результате халатности водителя автомобиля мотоцикл врезался прямо в водительскую дверь легковой машины. Мотоциклиста не спасло и наличие экипировки. В результате ДТП он погиб на месте.
— Каждый год на дорогах становится все больше мототехники. Это не только экстремальный, но и очень удобный вид транспорта, особенно в условиях пробок. Но в таких поездках не стоит забывать о безопасности. Качественная экипировка в принципе способна спасти жизнь, и на ней не стоит экономить. Важно помнить, что защита не спасет вас от глупостей, но это то, что может помочь сгладить некоторые ошибки и в большинстве случаев спасти жизнь, — делится опытом бывалый байкер. — Даже если вы очень опытный мотоциклист, успешно проехавший не одну тысячу километров за этот сезон, это не значит, что так будет продолжаться и дальше. На дороге может случиться все, что угодно. И в этот момент лучше быть во всеоружии.
К слову, отсутствие опыта и прав у погибшего 30-летнего волгоградца также стало одним из фатальных факторов аварии. Хотя, чтобы избежать конкретного столкновения, мотоциклист должен был обладать навыками каскадера.
— Из тех, кто разбивается на большой скорости о препятствие, никто не тренируется перепрыгивать через него или делать какие-то акробатические трюки. Но соблюдать скоростной режим в городе должен каждый, — рассказал Виктор Смирнов.
Байкер уверен, что опыт, осторожность и внимательность спасают жизнь. Чтобы ездить безопасно, нужно всегда быть в моменте.
- Отсутствие необоснованного риска, трезвомыслие, рациональность (а не эмоциональность) при принятии решений. Это вождение «с запасом» и перестраховка, а не езда на грани возможностей. Нужно быть тотально здесь и сейчас. Концентрация внимания на вождении, никаких посторонних мыслей. Правильно и быстро оценить ситуацию на дороге помогают так же тренировки. Тормозить, маневрировать, управлять заносом, держать равновесие, читать дорожную обстановку, — делится опытом байкер. — Большую роль играет физическое состояние мотоциклиста. Это занятия спортом, спортивные игры, тренировка скорости реакции, быстрого анализа обстановки. Это тренировки без мотоцикла. При езде на мотоцикле важным фактором так же является «ожидание подвоха». Нужно быть готовым к любой ситуации на дороге.
Что же касается нескольких смертельных аварий на Набережной Волгограда, то, по мнению опытных байкеров, будь скорость у разбившихся мотоциклистов чуть меньше, они, скорее всего, остались бы живыми. А так случился убийственный микс из слишком высокой скорости и недостаточного опыта предвидения ситуации.
Сталинградское отделение Всероссийского мотоклуба «Ночные Волки», совместно с сотрудниками Волгоградской Госавтоинспекции регулярно проводит мероприятия и акции, такие как «Внимание- мотоциклист!» и «Мотобезопасность».
Автомобилистам и мотоциклистам напоминают о неукоснительном соблюдении ПДД, раздают памятки и проводят профилактические беседы. Подобные мероприятия с участием «Ночных Волков» по профилактике происшествий на дорогах периодически проводятся во многих городах.
Психологию зрелого человека нужно отличать от психологии взрослого. Но и первому, и второму мотоцикл дает ощущение полета на земле.
— Если мы говорим об одиночных байкерах, то, по моему мнению, лихачество возникает, из-за того, что мотоцикл в нашей психике ассоциируется со свободой, автономией, независимостью. И поэтому ездить с низкой скоростью на мотоцикле будет нелогично молодым людям, ведь они заводят его для того, чтобы ощутить всю полноту жизни, — поделилась мнением с корреспондентом издания «НовостиВолгограда.ру» волгоградский психолог, кандидат психологических наук Дина Зиновьева. — Раньше такую свободу давал резвый скакун, но проблема в том, что дороги — это не открытое поле, вокруг ездят не телеги, а и есть еще другие участники дорожного движения, которые также двигаются на приличной скорости. Из-за этого и возникают опасные и рисковые ситуации.
Однако, если каждый будет ехать согласно правилам ПДД и с уважением к другим участникам дорожного движения, то личная свобода не пострадает. Нужно, например, учитывать, что у автомобилистов могут быть слепые зоны, а непредсказуемость и высокая скорость движения создают опасные ситуации.
— Воспитание культуры вождения идет от общего воспитания, потому что ответственность- это свойство личности и характера, — уточнила психолог.
Дина Зиновьева также рассказала об адреналиновой зависимости- желании получить дозу и почувствовать себя живыми.
— Там, где есть высокая адреналиновая зависимость, одновременно есть склонность к суициду. То есть с одной стороны - почувствовать себя живым в рисковых будоражащих ситуациях, с другой — бессознательный поиск смерти. Наша психика — это очень сложные механизмы, и не все так просто.
А вот байкеровские клубы, по мнению психолога, это, как правило, поиск романтики, хорошего круга общения, где нет условностей, но есть здоровые открытые чувства и хорошие отношения. Эта среда и субкультура, где здорово и приятно быть ответственными, порядочными, воспитанными и настоящими.
Остается надеяться, что каждый мотоциклист придет к пониманию — достоинство не в том, чтобы лихачить и создавать много аварийных ситуаций, а в том, чтобы чувствовать себя свободным, но при этом уважать окружающих и не мешать другим участникам дорожного движения.