Posted 30 августа 2017,, 14:41

Published 30 августа 2017,, 14:41

Modified 17 октября 2022,, 05:33

Updated 17 октября 2022,, 05:33

На расходы по содержанию одного москвича можно прокормить 10 волгоградцев

30 августа 2017, 14:41
Расходы бюджета Москвы в пересчёте на каждого жителя почти в десять раз выше, чем в Волгограде. Об этом в интервью «Новым Известиям» рассказала доктор географических наук, профессор кафедры экономической и социальной географии России МГУ Наталья Зубаревич.

Как сообщает ИА «НовостиВолгограда.ру» со ссылкой на «Новые Известия», эксперт считает ситуацию, при которой Москва наслаждается чрезмерным богатством, а регионы влачат полунищее существование, результатом сверхцентрализованной системы управления и «перекоса» экономики в сторону госсектора. Только на благоустройство парков столица в этом году потратит 50 млрд рублей — для сравнения, все доходы консолидированного бюджета Волгоградской области оцениваются в 46,9 млрд рублей. В то время как большинство городов-миллионников в России не могут себе позволить тратить на благоустройство больше 1-3% бюджета, то в Москве на эти цели уходят 11% казны.

Проблема Москвы в том, что она живёт настолько не так по бюджетным возможностям по сравнению с остальными регионами, что а) это вызывает очень сильный ропот и недовольство в российских регионах и б) то, что может позволить себе Москва, – не может позволить ни один другой регион. Фактически это уже политическая история – почему наша страна устроена так, что один феерически жирует, а у остальных – большие проблемы. На каждого жителя Москвы сегодня приходится 150 тысяч рублей бюджета, в то время как в среднем по городам — в пределах 25 тысяч, а в Самаре – и вовсе 12 тысяч, в Волгограде – 16, в Воронеже – 15 тысяч. Разница не просто в проценты, а на порядок!Наталья Зубаревич, специалист в области социально-экономического развития регионов

При этом мнение о том, что регионам якобы «нужно начать зарабатывать» и активно перенимать опыт Москвы, профессор считает несостоятельным. По её словам, баснословное богатство столицы складывается из нескольких вполне объяснимых факторов, в первую очередь огромных поступлений налогов на прибыль (за счёт нефтегазовых компаний и банков) и на доходы физлиц (за счёт высоких зарплат и большого количества жителей Подмосковья, которые работают в Москве, а также огромной армии федеральных чиновников). Другие регионы, не имеющие столичного статуса, просто не могут пользоваться такими «бонусами», так что призывать их брать пример с Москвы бессмысленно.

При этом, отмечает Наталья Зубаревич, идею о переносе столицы в другой город также нельзя назвать блестящей. Корни проблемы глубже, и «лечить» нужно не Москву, а всю систему политического и экономического управления России.

Нам нужна политическая и экономическая децентрализация. Нам нужно меньше госкорпораций и крупнейших нефтегазовых госкомпаний. Нам нужно участие губернаторов в принятии решений об освоении новых месторождений, а не так, как сейчас: федеральная власть назначает льготы компании «Роснефть», в том числе по всем региональным налогам, в том числе налогу на прибыль, налогу на имущество, потому что в Москве так решили. Переносом столицы проблема не лечится. Напоминаю, что перенос столицы из Алматы в Астану стоил Казахстану десяти лет, когда 10% всего его валового продукта расходовалось на благоустройство новой столицы. Если наши жители готовы платить такую цену – милости просим.Наталья Зубаревич

Не поможет исправить ситуацию и назначение разных «отраслевых» столиц — алюминиевой, металлургической и так далее. Лишь тогда, когда в России увеличится роль малого и среднего бизнеса, можно будет говорить о начале децентрализации. Иначе, если все доходы от торговли нефтью и газом продолжат «оседать» в Москве, страну могут ожидать нелёгкие времена, предупреждает Наталья Зубаревич.

«Москва превращается в отдельное государство со своим внушительным бюджетом. Проблема в том, что при таких диспропорциях всерьёз говорить о территориальном планировании в масштабах страны невозможно. Его просто нет, 30–50% всей деятельности приходится только на столицу, а остальные — на оставшиеся 84 субъекта. Большой вопрос, к чему приведут со временем масштабы расслоения и неравенства», — указывает эксперт.

Ещё одной важной проблемой, препятствующей установлению баланса между Москвой и регионами, профессор называет высокий уровень коррупции. До тех пор, пока важнейшие, системные аспекты ситуации не будут решены, сильнейшее расслоение в России так и будет сохраняться — таков неутешительный вывод Натальи Зубаревич.

"