Posted 25 января 2021,, 10:22

Published 25 января 2021,, 10:22

Modified 17 октября 2022,, 11:07

Updated 17 октября 2022,, 11:07

Национализация нефтяной отрасли в России: спасение или приговор?

25 января 2021, 10:22
Мода на приватизацию всего и вся идёт на спад: теперь среди экспертов-экономистов, напротив, идут разговоры о возможной национализации ряда отраслей. В первую очередь российское государство может взять под свой прямой контроль нефтегазовую промышленность – но чего в этом замысле больше, преимуществ или недостатков?

Наши коллеги из «Новых Известий» опубликовали аналитический материал в двух частях о перспективах национализации российской нефтянки. «НовостиВолгограда.ру» кратко пересказывает эту статью.

В 2021 году Минфин планирует приватизировать порядка трёхсот государственных предприятий и получить за счёт этого около 3,5 млрд рублей поступлений в бюджет. Но на самом деле государство отнюдь не собирается сокращать своё участие в экономике. По данным Росстата, доля госсектора за последнее десятилетие выросла на 10%, до 48%. ФАС оценивает этот показатель ещё выше. И в первую очередь «ползучая» национализация может затронуть стратегически важную нефтегазовую отрасль.

Если в конце 1990-х государственные компании добывали всего 7% нефти в России, то сейчас – в девять раз больше, 63%. Из крупных частных игроков на этом рынке остались только «Лукойл» и «НОВАТЭК»: остальные компании либо ведут добычу ресурсов в достаточно скромных масштабах (как «Русснефть» или «ИНК»), либо косвенно связаны с государственными структурами. В сфере добычи госкомпании неоспоримо доминируют: варьируется только процент их акций, принадлежащий государству.

Эксперты отмечают, что нефтегазовая отрасль отчасти несёт социальную нагрузку, которая частному бизнесу не всегда по плечу. «Когда компания государственная, она отчасти выполняет некоторые социально значимые задачи и проекты. Газпром в качестве социального проекта имеет газификацию. Она пока не приносит того увеличения потребления газа, которое окупило бы вклад компании на её ввод. Компания ежегодно тратит на эти цели около 30 млрд рублей, до конца 2030 года потратит ещё примерно 1,9 трлн рублей. Это соцпроект, за который частный бизнес не возьмётся», – приводит пример Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития.

Хотя главные сторонники национализации нефтянки – коммунисты, это не значит, что переход отрасли под контроль государства означает возвращение к советской модели. Сейчас нефтяные предприятия полностью или частично национализированы во вполне капиталистических странах, в том числе в Аргентине, Норвегии и Саудовской Аравии. Государственное управление могло бы принести пользу: снять вопрос инвестиций и обеспечить регулирование цен на топливо. Можно представить себе ликование российских автомобилистов, если бы им сказали, что «государственный» бензин будет стоить по 20 рублей за литр.

Но у национализации есть и подводные камни. Не секрет, что государственные нефтегазовые компании работают не блестяще: например, Газпром в 2020 году понёс рекордные убытки, в то время как частные бизнес-структуры умудрились заработать в кризис. Госпредприятия приносят меньше прибыли, они более громоздки в управлении, а их руководство часто заботится об освоении бюджета вместо эффективности. Например, по поводу той же самой газификации у экспертов есть претензии к Газпрому: темпы реализации социально значимого проекта значительно ниже необходимых.

«Разница между компаниями, управляемыми государством, и частным бизнесом – грандиозная. В России, как и в некоторых других странах, чиновник, управляющий государственной организацией, чаще всего не заботится о её эффективности. В коммерческой компании менеджмент должен управлять в интересах акционеров и заботиться о повышении прибыли и минимизации издержек. В госкомпании руководство заботится о максимизации издержек. Начинаются проекты, заведомо провальные в коммерческом плане, только потому что они требуют огромных вложений, и на этих вложениях чиновники могут заработать деньги», – считает аналитик нефтегазовой отрасли Михаил Крутихин.

Ситуацию осложняет и то, что помимо добывающих компаний существует сфера нефтесервиса, без которой государственные предприятия просто не смогут работать. А она – почти полностью частная. Эта отрасль в 2020 году сильно пострадала, просев на 20-30% по выручке. Задержки платежей привели к забастовкам рабочих-вахтовиков. Но аналитики предупреждают: попытки национализировать данную сферу привели бы к ещё худшему результату. В нынешних условиях, при наличии санкций, для госкомпаний в нефтесервисе места нет – замена частных подрядчиков на ФГУПы привела бы в итоге к разорению и ликвидации этих госпредприятий.

«В итоге, не решаясь ни на приватизацию, ни на национализацию нефтегаза, государство лавирует между ними, под видом повышения эффективности увеличивая долю своего присутствия в этом секторе. Усилить при этом получается лишь застой в отрасли», – делает неутешительный вывод журналистка «Новых Известий» Виктория Петрова.

"