Posted 19 мая 2021,, 09:47

Published 19 мая 2021,, 09:47

Modified 17 октября 2022,, 11:17

Updated 17 октября 2022,, 11:17

Эксперимент по маркировке грозит исчезновению БАДов из аптек

19 мая 2021, 09:47
Сегодня трудно представить аптеки без препаратов поддержки иммунитета. Их продажи возросли в России по итогам 2020 года. При этом потребление биологически активных добавок (БАД), в том числе витаминов, далеко от уровня развитых стран. С введением обязательной маркировки они вообще могут стать недоступными.

По данным Торгово-промышленной палаты России, за прошлый год рынок биологически активных добавок вырос на 17%. Оборот составил более 74 млрд рублей, сообщает канал РБК/Бизнес-вектор.

Участники рынка отмечают, что больший спрос приходится на общеукрепляющие БАДы. Второе место по популярности занимают добавки для улучшения переваривания пищи. Россияне также активно покупают препараты для успокоения нервной системы, улучшения репродуктивных функций и для укрепления костей. На долю остальных БАДов приходится менее 25% рынка.

Все уже разбираются, что биологические добавки потому и называются добавками, что они к пище добавляются, чтобы была лучше усвояемость, появились в организме минералы, витамины.Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России

По словам участников рынка, еще пять лет назад большая часть БАДов на прилавках аптек были российского производства. Теперь же их вытесняют имопртные препараты. Причем ряд зарубежных брендов производится уже на территории нашей страны

Согласно данным DSM Group, доля импорта выросла в прошлом году. Продукция из США, Германии, Индии и других стран занимает в больше половины продаж в общем обороте.

Государство вроде бы и пошло на уступки отечественному производителю, позволив вести онлайн-торговлю. Однако тут же остро встал давно наболевший вопрос о безопасности. Ведь вместо настоящего БДА могут прислать подделку.

В конце прошлого года в правительстве решили одним махом устранить такую угрозу – просто ввести запрет на продажу биологически активных добавок через интернет и почту. Уже тогда участники рынка возмутились, отметив, что данная инициатива негативно скажется на рынке медицинских препаратов, а запрет будет ущемлять права граждан России. В Торгово-промышленной палате России видят другой выход из ситуации.

У нас единых правил-то нет по тому, как вести интернет-торговлю, чтобы обезопасить людей, чтобы им подделку не подсовывали, чтобы им не давали опасные какие-то продукты под видом БАД. Мне кажется, путь такой достаточно реальный – вести эту интернет-торговлю через лицензируемые аптечные сети.Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России

На сегодняшний день в России насчитывается около тысячи производителей БАДов. Самый крупный из них выпускает до 16% всех активных добавок в стране. Есть небольшие компании всего с одним продуктом. Просто затраты на изготовление слишком большие.

Например, у пермской компании при производстве медового бальзама почти 50% расходов составляет закупка сырья. Еще 25% уходит на зарплату работников и 20% – на налоги. Чтобы выжить на рынке разработчики бальзама прибавляют к себестоимости 20% в качестве прибыли.

Сейчас появилась новая главная боль – с апреля Министерство промышленности и торговли начало эксперимент по маркировке всех биологически активных добавок, которые продаются в РФ. Цель – убрать с аптечных полок фальсификат и недобросовестно рекламируемую продукцию.

Случаи нарушений регистрируются по всей стране, в том числе и в Волгоградской области. Так, в урюпинской аптеке, занятой в сфере обращения БАД к пище, был выявлен чай, не соответствующий требованиям безопасности пищевой продукции по микробиологическим показателям.

Специалисты областного Роспотребнадзора выяснили, что в аптеке были нарушены условия хранения БАДа при отсутствии программы производственного контроля. Было составлено 22 протокола об административном правонарушении и назначено административное наказание в виде штрафа на общую сумму 129 000 рублей.

Издание «НовостиВолгограда.ру» рассказывало также о случае, когда Волгоградское УФАС повторно привлекло к ответственности известную радиостанцию. На радиоканале под видом полноценного лекарства снова рекламировалась биологически активная добавка «Офтальмин».

В 2017 году ФГУП «ВГТРК» уже было оштрафовано за рекламу «Офтальмина» на 150 тысяч рублей. В первый раз дело было возбуждено по заявлению волгоградки, которая приобрела БАД за 53,2 тысячи рублей. Таблетированная конфета не только не помогла пенсионерке улучшить зрение, но и вызвала у нее аллергию.

Участники рынка называют такие случаи единичными. Они считают, что они не исчезнут и после введения маркировки, которая существенно может осложнить жизнь добросовестным производителям. Российская Торгово-промышленная палата разделяет опасения бизнеса, что это приведет к росту цен, падению продаж и возможному исчезновению БАДов из аптек.

Надо понимать, а стоит ли овчинка выделки, стоит ли таким образом этот рынок регулировать?Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России

На сегодняшний день в России и так биологически активные добавки потребляет только каждый шестой. При этом участники рынка не видят необходимости принимать меры для стимулирования спроса. Но считают, что в первую очередь надо разработать механизм защиты потребителей и рынка от незарегистрированных в стране препаратов. И чтобы он не ударил по карману производителей и покупателей.

"