Posted 23 декабря 2019,, 06:50

Published 23 декабря 2019,, 06:50

Modified 17 октября 2022,, 08:57

Updated 17 октября 2022,, 08:57

Волгоградский «Метроэлектротранс» может отказаться от кондукторов в троллейбусах

23 декабря 2019, 06:50
Волгоградское МУП «Метроэлектротранс», обслуживающее все трамваи и троллейбусы областного центра, рассматривает возможность отказа от услуг кондукторов-контролёров на нескольких троллейбусных маршрутах. С наибольшей вероятностью «без присмотра» останется троллейбус №12.

Как сообщает «НовостиВолгограда.ру», информация о том, что в ближайшие недели на маршруте №12 перестанут работать кондукторы, начала распространяться на прошлой неделе. В пресс-службе городской администрации эти сведения частично подтвердили. По словам представителей мэрии, пока что речь идёт только о выходных днях и маршрутах с наименьшей транспортной нагрузкой.

Руководством МУП «Метроэлектротранс» рассматривается возможность введения бескондукторной системы оплаты проезда в городском электротранспорте только на маршрутах с небольшим пассажиропотоком и в выходные дни. Этому предшествует тщательная подготовительная работа, в частности, объективная оценка пассажиропотока, инструктаж водителей. Для этих целей в настоящее время по выходным дням проводится обследование пассажиропотока на троллейбусном маршруте №12. В случае внедрения бескондукторной системы, оплата проезда будет осуществляться водителю и только на остановках, — пояснили в пресс-службе администрации.

Не вполне понятно, почему в качестве объекта для этого эксперимента выбран именно троллейбус №12, маршрут которого проходит мимо популярной ярмарки «Восток» и «Экспоцентра» в Краснооктябрьском районе Волгограда. По предварительной информации, планируется впускать пассажиров во все двери, а выпускать только через переднюю, самую узкую, где водитель при помощи валидатора будет самостоятельно выдавать билеты и принимать оплату. Нельзя исключать, что это повысит риск аварий, поскольку водители будут сосредоточены на расчётах с пассажирами вместо того, чтобы следить за дорогой. Даже в том случае, если оплата будет приниматься исключительно на остановках, это повлияет на график движения — водителям потребуется дополнительное время на то, чтобы принять деньги и выдать билеты всем пассажирам.

Хотя абсолютно очевидно, что со стороны «Метроэлектротранса» отказ от кондукторов на одном из достаточно загруженных троллейбусных маршрутов — явная попытка сэкономить, на предприятии уверяют, что о сокращении сотрудников речи не идёт. Утверждается, что «освободившихся» кондукторов перебросят на другие направления.

В случае принятия решения о введении бескондукторной системы оплаты проезда кондукторы с этого маршрута будут переведены на обслуживание других маршрутов, — заверили в пресс-службе мэрии Волгограда. — Штатная численность кондукторов и кондукторов-ревизоров транспортного предприятия МУП «Метроэлектротранс» остаётся без изменений. Напротив, предприятие постоянно осуществляет набор кадров на должность кондуктора-контролёра, размещая объявления в подвижном составе в звуковом и бумажном виде, на подземных станциях скоростного трамвая в виде рекламных баннеров, на официальном сайте предприятия.

Хорошим способом сэкономить для волгоградского транспортного предприятия, которое в последнее время часто сталкивается с финансовыми претензиями и периодически влезает в долги, действительно могло бы стать сокращение части кондукторов — но не контролёров, которые работают непосредственно в общественном транспорте, принимая оплату у пассажиров, а так называемых кондукторов-ревизоров, которые периодически проверяют купленные билеты. Их работа в значительной степени бессмысленна, поскольку сведения обо всех транзакциях по приобретению билетов автоматически направляются в специальный информационный центр, а в большинстве трамваев установлены камеры, позволяющие отследить «зайцев». Но именно от услуг ревизоров «Метроэлектротранс», как ни странно, не намерен отказываться. По словам представителей мэрии, эти сотрудники призваны следить не только за сознательностью пассажиров, но и за качеством работы своих коллег-контролёров, поэтому без них обойтись не получится.

Благодаря введению автоматизированной системы контроля оплаты проезда и транспортной карты «Волна» ведётся учёт проведённых транзакций и, соответственно, пассажиров, оплативших проезд. При этом учёт граждан, не оплативших проезд, невозможен. Функции контролёров пассажирского транспорта — осуществление контроля за финансовой дисциплиной кондукторов-контролёров пассажирского предприятия МУП «Метроэлектротранс» и проверка исполнения обязанности пассажиров перед перевозчиком по оплате проезда, — сообщили в пресс-службе городской администрации.

Будет ли «бескондукторная» система оплаты проезда работать на практике, пока остаётся под вопросом. Но нельзя не отметить, что схема, которой сейчас придерживается «Метроэлектротранс», в самом деле неоправданно громоздка: при наличии информационного центра, собирающего сведения обо всех купленных билетах, предприятие всё равно содержит солидный штат кондукторов-контролёров и ревизоров. Отказ от услуг кондукторов в выходные дни проблему не решит. Для сравнения, в ряде европейских стран оплата проезда производится либо непосредственно на входе в общественный транспорт (с помощью специального валидатора), либо ещё до поездки — например, через терминал на остановке или кассу, как в московском метро. Такой подход мог бы существенно облегчить жизнь пассажирам, но волгоградскому предприятию до его внедрения явно далеко.

"