Posted 2 июля 2019,, 07:06

Published 2 июля 2019,, 07:06

Modified 17 октября 2022,, 08:58

Updated 17 октября 2022,, 08:58

Наследие ЧМ-2018 год спустя: в Волгограде на шоссе Авиаторов саженцы так и не выросли

2 июля 2019, 07:06
К июню 2018 года в Волгограде завершили работы по озеленению клиентского маршрута ЧМ-2018 — шоссе Авиаторов. Спустя год журналисты издания «НовостиВолгограда.ру» проверили, как чувствуют себя посаженные в жару молоденькие ели, катальпы, клены и барбарисы, и пришли к выводу: выжить удалось не всем.

Конкурс на озеленение шоссе Авиаторов власти Волгограда объявили зимой 2018-го, накануне грядущего мундиаля. Первоначально на «выполнение работ по посадке саженцев деревьев и кустарников на объектах благоустройства и озеленения Дзержинского района» — именно так в документах назывался главный клиентский маршрут ЧМ-2018 — шоссе Авиаторов — предусматривалось затратить 28 млн рублей. В ходе конкурса его победителю — ООО «Альянс-АСК» — удалось снизить цену почти на треть, до 17 млн 780 тыс. рублей.

За эти деньги компания с уставным капиталов в 10 тыс. рублей и численностью сотрудников в 15 человек обязалась не только высадить 10 тысяч саженцев различных растений, но и ухаживать за ними в течение двух лет.

Год назад журналисты издания «НовостиВолгограда.ру» проехались по клиентскому маршруту, чтобы оценить результаты трудов озеленителей. Тогда высаженные растения представляли собой печальное зрелище: деревья и кустарники с поникшими ветвями, без листьев и свежих почек; отсутствие приствольных лунок и обязательных по условиям техзадания растяжек с обвязкой; размытый в результате усиленного полива грунт. Словом, гостей мундиаля шоссе Авиаторов встречало весьма неприглядной картиной.

Но по условиям договора ответственность за саженцы подрядчик начал нести спустя спустя 3 месяца после высадки растений. Уже после ЧМ, в сентябре, городские власти оценили их приживаемость. Из 10 тысяч погибли почти 2 тысячи, то есть пятая часть. При этом в «Альянсе-АСК» называли такую цифру «допустимой нормой» и обещали взамен погибших деревьев и кустарников высадить новые.

Как убедились журналисты нашего издания, новые саженцы действительно появились вдоль шоссе Авиаторов, в основном — на стороне по направлению в центр города из аэропорта. «Малыши» местами зеленеют и даже поливаются, правда, разглядеть некоторые саженцы в траве довольно затруднительно. А многие из заново посаженных молодых деревьев так и остались тоненькими засохшими прутиками.

При этом удивляет, что на даже на одном участке протяженностью несколько десятков метров обработанные и ухоженные растения соседствуют с буйными зарослями сорняков. Чем вызвана такая избирательность и почему нельзя привести в порядок зеленую полосу целиком — так и осталось для нас загадкой.

На противоположной стороне шоссе Авиаторов саженцы чувствуют себя получше — некоторые из них достигли солидных (по сравнению с их зелеными собратьями на другой стороне дороги) размеров, а елочки прижились практически все и даже радуют глаз красивыми шишками. Правда, рядом с ними — сорняки практически такой высоты, которым, как видно, ничто и никто расти не мешает.

Положенные по техзаданию растяжки здесь также присутствуют — но кому важно, что часть из них удерживает в равновесии давно погибшие деревца. Все увиденное ясно дает понять - нога озеленителя здесь не ступала очень давно.

И если на всём протяжении шоссе Авиаторов зеленеющие кустарники и выжившие молодые деревья более-менее равномерно чередуются с пустошами, забитыми травой и сорняками, то в одном месте, недалеко от автосалона по продаже корейских иномарок, напротив газпромовской заправки, погибли все саженцы. Уцелела только одна-единственная елочка, верхушку которой украсили цветы вьюнка, словно пытаясь компенсировать уныние от вида окружающих мертвых деревьев.

Вообще, от инспекции шоссе Авиаторов главное визуальное впечатление — это всё побеждающие заросли сорняков и лебеды. Среди них погибшие и засохшие саженцы теряются, как и в целом смысл озеленения дороги в аэропорт. Нет, сказать, что совсем ничего не делается, нельзя: в день нашей поездки мы застали сборщика мусора на зеленой зоне, косившего траву мужчину и даже целую поливальную цистерну!

Но усилия столь малочисленной «группировки» на клиентском маршруте остаются практически незамеченными, и он производит впечатление неухоженности и заброшенности. Щебень, которым была присыпана зеленая зона, перекочевал на тротуары, плитка, положенная около года назад, во многих местах уже разрушается, кое-где пустоты образовались у основания новых фонарей, а устроенные на новом асфальте ливнеприёмники, лишенные решёток, по всей видимости — охотниками за металлом, забиты мусором или зияют опасными провалами.

Но это не главное. Главное — что спустя год после начала озеленения шоссе Авиаторов результаты вложения миллионов бюджетных рублей — по сути, денег волгоградцев, перечисленных ими в виде налогов в городскую казну — и труда десятков людей, высаживавших деревья и кустарники, мало заметны. Очевидно, что для того, чтобы они стали зримыми, нужно еще очень много лет. А между тем «Альянс-АСК» по контракту несет ответственность за насаждения еще только год. Будут ли потом поливаться саженцы, устоят ли они перед суровым волгоградским климатом — ветрами, морозами и жарой — непонятно. Учитывая, как обстоит дело с озеленением в Волгограде (вспомнить хотя бы засохшие сосенки на рокадной или склоне у пойме Царицы, а ведь шоссе Авиаторов — это совсем не центр города, окраина, можно сказать), плюсуя отсутствие здесь поливочного водопровода, перспективы, честно говоря, видятся так себе.

Возникает резонный вопрос — а стоило ли тратить такие громадные средства на заведомо, казалось бы, бесперспективную затею, результат которой очевиден? Зачем было размазывать 18 млн на покупку и посадку таких саженцев по всему клиентскому маршруту, если можно было выбрать несколько показательных участков и засадить их крупномерами, подвести поливочник и т.д.? Но этот вопрос наверняка так и останется риторическим - как и многие другие, касающиеся сферы благоустройства Волгограда.

"