Posted 1 декабря 2017,, 13:00

Published 1 декабря 2017,, 13:00

Modified 17 октября 2022,, 05:47

Updated 17 октября 2022,, 05:47

На волгоградском заводе «Красный Октябрь» увольняют почти 300 рабочих

1 декабря 2017, 13:00
Под предлогом «оптимизации численности структурных подразделений» на волгоградском металлургическом комбинате «Красный Октябрь» сокращают около трёхсот сотрудников — в первую очередь ремонтный персонал цехов. Сегодня рабочим начали вручать уведомления об увольнении.

Как сообщает ИА «НовостиВолгограда.ру», в сообществе сотрудников «Красного Октября» в соцсети «ВКонтакте» выложен текст приказа №352 от 28 ноября, который предусматривает сокращение в общей сложности 294 человек, и приложения к нему. По словам работников комбината, многие из них уже получили информацию о собственном скором увольнении. Для некоторых металлургов, связывавших с работой на заводе всю свою жизнь, известие о сокращении стало полной неожиданностью и сильным ударом. Хотя по закону все увольняемые должны в течение двух месяцев получить компенсации, сомнительное финансовое положение предприятия заставляет усомниться в том, что деньги будут выплачены вовремя и в полном объёме.

Редакция ИА «НовостиВолгограда.ру» обратилась за комментарием по поводу данной ситуации к Валерию Явецкому — бывшему гендиректору «Красного Октября», который накануне выступил с резкой критикой нынешнего руководства завода. Г-н Явецкий подтвердил, что ему известно о массовом увольнении рабочих, и подчеркнул, что это решение — лишь часть кампании владельца комбината, бизнесмена Дмитрия Герасименко, по методичному и планомерному уничтожению легендарного завода.

Этот приказ предусматривает сокращение значительной части ремонтного персонала в цехах. Когда я работал на «Красном Октябре», этих сотрудников на предприятии было около пятисот, сейчас, возможно, их меньше. В любом случае, когда сокращают порядка трёхсот человек, включая механиков и электриков цехов, это напрямую ведёт к остановке работы завода, — пояснил нашему корреспонденту Валерий Явецкий.

Согласно правовым нормам, руководство «Красного Октября» должно заранее уведомлять о массовых сокращениях сотрудников все компетентные инстанции, включая профсоюзы, прокуратуру и трудовую инспекцию. По официальным данным, сегодня на «Красном Октябре» трудятся около шести тысяч человек — даже если принимать эту оценку на веру, то численность единовременно увольняемых работников достигает 5% от общего количества. На данный момент, по имеющимся данным, перечисленные ведомства письменных сообщений об изданном руководством завода приказе ещё не получили. Возможно, руководители комбината не считают такое сокращение «достаточно массовым», чтобы привлекать к нему внимание надзорных органов.

По словам Валерия Явецкого, одномоментная потеря трёхсот квалифицированных рабочих — очень сильный удар по «Красному Октябрю», который в долгосрочной перспективе может оказаться фатальным для комбината.

Как предприятие будет работать без ремонтного персонала? На «Красном Октябре» находятся двадцать пять опасных производственных объектов. С ними может произойти что угодно: взрыв, разлив металла и так далее, — говорит Валерий Явецкий. — Без достаточного количества ремонтников предотвратить или устранить аварийные ситуации будет невозможно. Я уверен, что эта информация привлечёт внимание Ростехнадзора, поскольку одно из основных условий получения лицензии для промышленного предприятия — наличие ремонтного персонала. Если надзорное ведомство обнаружит, что вблизи объектов ЧМ-2018 работает завод, где это требование не соблюдается, это приведёт к международному скандалу.

Ростехнадзор — не единственный надзорный орган, внимания которого стоит опасаться «Красному Октября». К предприятию уже давно предъявляет претензии Росприроднадзор: руководитель регионального Управления ведомства Сергей Васильев ранее заверил, что продолжит добиваться установки систем газоочистки на заводе. В связи с повторяющимися нарушениями со стороны комбината Росприроднадзор добивается уже не назначения штрафов в его отношении, а временной приостановки работы «Красного Октября». Предприятие уже не раз привлекалось к ответственности за вредные выбросы в атмосферу и слив сточных вод в Волгу; жалобы от жителей северных районов Волгограда, уставших дышать «оранжевым дымом», который то и дело валит из заводских труб, поступают регулярно.

Тем не менее бывший директор «Красного Октября» уверен: никакие фильтры на предприятии установлены не будут. Владелец комбината Дмитрий Герасименко прямо дал понять, что не заинтересован в принятии мер по охране окружающей среды. Возможность приостановки работы завода ему даже на руку.

Герасименко с самого начала говорил, что ему это не нужно, что он не собирается вкладывать в этот проект свои деньги. Поэтому никакая газоочистка построена не будет: до сих пор нет даже рабочей документации по проекту. «Дымит» в основном цех СПЦ-2, где установлены две печи, рассчитанные на мощность выплавки до 200 тонн стали, — отмечает Валерий Явецкий. — Печь №5 работает на мокрой газоочистке, которая устанавливалась ещё в 1950-х и уже давно выработала свой срок службы. Чтобы модернизировать систему, потребуется построить ещё одно отдельное здание, где будут установлены компрессоры и прочее оборудование, позволяющее собирать вредные выбросы не только с печи №5, но и со всего цеха. Даже при наличии рабочей документации это работа как минимум на год. Никто не намерен в неё вкладываться, поэтому выбросы были, есть и будут.

Ко всему прочему, увольнение сотрудников может привести к срыву государственного оборонного заказа — и это критически важная проблема, учитывая, что волгоградский комбинат производит уникальную продукцию для нужд Минобороны. Сейчас в структуре «Красного Октября» фактически находятся два завода: «большой» комбинат, где выплавляется сталь, и «малый», работающий на производственной площадке бывшего завода «Баррикады». «Малый» завод специализируется на выпуске военной продукции — оборонзаказ составляет порядка 97% от общих объёмов его производства. Из-за действий руководства «Красного Октября» его работа под угрозой.

Государственный оборонный заказ на постройку корпусов для атомных реакторов уже сорван. Государство ещё в 2013-2014 годах дало аванс на этот проект, но на сегодняшний день из восьми заказов готовы только три. Были планы в текущем году сдать четвёртый и пятый корпуса, но Герасименко распорядился прекратить финансирование.Валерий Явецкий, бывший директор «Красного Октября»

На волгоградском предприятии производится крайне важная оборонная продукция, в том числе орудийные стволы и оборудование для подводных лодок. На «основном» комбинате, где непосредственно отливают металл, с 2014 года выпускается маломагнитная сталь — именно из неё изготавливают все приборы, устанавливаемые на подлодках. Производит «Красный Октябрь» и высокопрочную броневую сталь: она имеет малый вес, хорошо ремонтируется и поэтому применяется при строительстве танков и боевых машин десанта. Многие марки стали, выпускаемые заводом, используются в авиационно-космической промышленности. Таким образом, ситуация на предприятии напрямую влияет на обороноспособность всей страны.

Информация о проектах, реализуемых в рамках оборонзаказа, очень важна и имеет определённую степень секретности. Поэтому когда Герасименко, который прячется на севере Кипра, пытается её запрашивать и назначает на заводе руководителей с иностранными паспортами, это вызывает вопросы, — подчёркивает г-н Явецкий.

Валерий Явецкий признаётся: ещё в прошлом году, когда на предприятие приезжал с визитом губернатор Андрей Бочаров, глава региона предупреждал его о сомнительных схемах владельца комбината, однако тогда директор не поверил его словам. Теперь же, когда идёт явный вывод заработанных заводом денег за рубеж, остаётся лишь согласиться, что опасения губернатора были обоснованными. Предприятие не получает никакого реального дохода от экспорта своей продукции: деньги оседают за границей, «уплывая» из налогооблагаемой базы.

Герасименко — неуравновешенный человек. Он не понимает, как работает завод, и никогда ничем реально не управлял. Его интересует только личное обогащение, — утверждает Валерий Явецкий. — Сейчас на «Красном Октябре» всё катится по наклонной, дело идёт к остановке производства. Я уверен, что Герасименко делает всё это в отместку региональным властям и правоохранительным органам за то, что в его отношении возбудили уголовное дело. Им движет сверхжадность, и он хочет просто прекратить славную 120-летнюю историю «Красного Октября». Я работал на этом предприятии с 2004 года, и его судьба мне небезразлична. Поэтому когда мне на подпись принесли приказ об увольнении сразу двух тысяч сотрудников, уже одобренный председателем профсоюза, я отказался его подписывать и уволился сам.

По всей видимости, в текущих условиях только губернатор Андрей Бочаров может помочь спасти легендарное предприятие — если ему удастся привлечь к проблеме внимание на федеральном уровне. В противном случае нынешнее руководство завода вполне может «успешно» довести «Красный Октябрь» до банкротства и остановки производства, оставив рядовых сотрудников без средств к существованию.

Надеяться на помощь профсоюза сокращаемым работникам комбината, очевидно, не приходится и на этот раз. По крайней мере, никаких официальных заявлений от его председателя по поводу массового увольнения пока не последовало. Нет новости о сокращении 294 сотрудников и на сайте завода: вместо этого там говорится, что «на металлургическом комбинате «Красный Октябрь» проводится планомерная социально-кадровая политика, в основе которой лежит ответственное отношение перед собственными работниками».

Оперативно связаться с пресс-службой металлургического комбината «Красный Октябрь» для получения комментариев на момент публикации этого текста не удалось. С номера, указанного как телефон пресс-секретаря предприятия, идёт перенаправление на другой волгоградский завод, — и в свете последних событий такое странное совпадение выглядит более чем символично.

"