Posted 28 февраля, 17:40

Published 28 февраля, 17:40

Modified 28 февраля, 17:40

Updated 28 февраля, 17:40

Западные автобренды планируют вернуться в Россию

Сдадут назад: какие автобренды вернутся в Россию

28 февраля 2025, 17:40
Фото: 1MI. Западные автобренды планируют вернуться в Россию

Стали известны автобренды, которые намерены вернуться в Россию

На фоне наметившегося диалога между Россией и США и перспективы дальнейшего развития сотрудничества двух стран всё чаще звучат предположения о возвращении в Россию западных брендов. В их числе и автомобильные компании. Какие из них реально могут вернуться?

Буквально за две недели с момента телефонного созвона двух президентов мы все стали свидетелями того, как кардинально быстро меняется геополитическая обстановка, и сразу же пошла первая информация о том, что какие-то санкции могут быть отменены и какие-то бренды могут вернуться. На самом деле, ещё до того, как это произошло, было абсолютно чётко понятно, что многие бренды не хотят уходить с российского рынка. К примеру, Hyundai продавал свой завод в Санкт-Петербурге с опцией обратного выкупа до конца 2025 года. Renault тоже подготовил себе на Автовазе потенциальные пути для возвращения.

— На самом деле многие бренды и не уходили с российского рынка, — заостряет внимание директор по работе с клиентами, руководитель автомобильной практики TWIGA PR Роман Скольский. — Например, по факту остались некоторые немецкие бренды, у них до сих пор есть юридическое лицо в Москве и они не продают автомобили, но занимаются гарантией и послепродажным обслуживанием (речь про BMW). Есть некоторые японские бренды, которые не ушли и ровно в таком же формате осуществляют свою деятельность — это Suzuki и Subaru. Остались до сих пор коллеги из Hyundai, которые тоже занимаются гарантией и послепродажным обслуживанием. Очевидно, что все эти бренды ждут, пока ситуация поменяется. Чтобы иметь уже какую-то фору для того, чтобы достаточно оперативно вернуться на российский рынок.

Очевидно, что если согласно меняющейся геополитической ситуации складываются какие-то отношения между Россией и США, то можно ждать в первую очередь возвращения американских автомобильных брендов. Это может быть General Motors, Ford, Chrysler. Кроме того, часть американских брендов находятся под европейской автомобильной корпорацией Stellantis.

— Кого точно не стоит в ближайшее время ожидать, так это европейские бренды, потому что из того, что мы видим по геополитической ситуации, именно с Европой отношения остаются напряжёнными, и, более того, вводятся новые пакеты санкций, поэтому вряд ли в обозримой перспективе они будут отменены, — рассуждает Роман Скольский. — Если подытожить, то японские, корейские и американские автомобильные бренды имеют высокие шансы вернуться на российский рынок.

Есть и ещё один очень важный момент — это формат, в котором бренды могут начать возвращаться. Как отмечает Роман Скольский, в качестве первых пробных шагов бренды будут возвращаться не в формате представительства, которое осуществляет и продажу, и продвижение продуктов, а скорее всего в виде неких дистрибьюторских направлений взаимодействия, когда выбирается одна, либо несколько крупных дилерских сеток, которым даются права дистрибьютора. В случае, если и геополитическая ситуация приходит в норму и бизнес идёт хорошо, тогда уже впоследствии появляется нормальное представительство со всеми вытекающими функциями.

«Скорее всего, поэтапное возвращение будет происходить именно в таком формате, и я не исключаю, что в 2025-м году ряд брендов таким образом смогут зайти на российский рынок из вышеперечисленных стран», — подытоживает эксперт.

Однако, по словам руководителя автомобильной практики TWIGA PR Романа Скольского, вернувшимся компаниям будет достаточно сложно конкурировать с китайскими автомобильными брендами, поскольку у китайских брендов есть запас для потенциального понижения цен, а, условно, корейские или японские бренды, которые будут действовать через систему дистрибьюторства, априори не смогут обеспечить достаточно «вкусную» и невысокую цену на свою продукцию. Поэтому между теми брендами, которые могут потенциально вернуться и между китайскими производителями предстоит достаточно жёсткая конкуренция.

— Осторожный интерес к возвращению на российский рынок имеется у многих, — отмечает в свою очередь заведующий кафедрой страхования и экономики социальной сферы Финансового университета Александр Цыганов. — Некоторые даже декларировали его, как например, Renault. А южнокорейский бренд KGM (более известен в России как SsangYong) даже высказывал определённые планы на реализацию автомобилей. Интерес вполне понятен — это и новые продажи, и обязательства перед покупателями, которые годами официально покупали автомобили европейских, японских и корейских автопроизводителей.

Тем не менее, Александр Цыганов подчёркивает, что ожидать быстрого возвращения всё же не стоит, поскольку это связано с возобновлением работы не только официальных дилеров и представительств, часть из которых и не закрывалась, а минимизировала деятельность. Важнее возобновление производства, сборки автомобилей, изготовления части агрегатов и запчастей в России, что позволяет снизить налоги и сборы, существенно повысить ценовую доступность для потребителя. Это всё требует времени и инвестиций. А здесь нужно учесть, что российский рынок, конечно, немаленький, но для большинства автоконцернов не является самым большим и определяющим основную прибыль.

Поэтому, как считает наш собеседник, в 2025 году можно ожидать продолжение проявлений интереса к российскому рынку и постепенный процесс возобновления сотрудничества с учётом российского законодательства и реалий ведения бизнеса. Это может привести к официальным пробным поставкам некоторых брендов. Но произойдёт это, скорее, уже осенью или даже в 2026 году.

Подпишитесь