Posted 15 января, 14:51

Published 15 января, 14:51

Modified 20 января, 11:26

Updated 20 января, 11:26

Кинотеатры стали слишком дорогим удовольствием

В кино как в ресторан: почему смотреть фильмы стало так дорого

15 января 2025, 14:51
Фото: novostivolgograda.ru. Кинотеатры стали слишком дорогим удовольствием

Эксперты рассказали о ценах на билеты в кино и возвращении голливудских фильмов

Поход в кино в Волгограде становится роскошью. Цены на билеты за последние месяцы выросли примерно вдвое, и теперь всё чаще люди стали задумываться — идти в кинотеатр или выбрать другой вид досуга. «НовостиВолгограда.ру» решили выяснить, что происходит в этой индустрии и чего ждать в будущем.

Сфера кинотеатров в России за последние пару лет претерпела значительные изменения. Отсутствие голливудских новинок из-за антироссийских санкций стало ничуть не меньшим ударом, чем ковидные ограничения. Раньше кинотеатры собирали на западных премьерах приличную кассу, а теперь пришлось искать выход из сложившейся ситуации.

Частично он был найден — в кино стали показывать зарубежные фильмы в формате «предсеансового обслуживания», когда на афише публиковался какой-либо короткометражный фильм, а на самом деле перед ним шла популярная зарубежная картина. Однако такой способ всё равно считается нелегальным, поскольку официально прокатные удостоверения таким фильмам в России не выдаются. И спустя какое-то время массовый показ в таком формате прекратился, хотя полностью и не исчез.

Почему билеты в кино так подорожали

С уходом из России западных фильмов спрос на билеты в кино заметно упал. И это один из ключевых факторов роста цен. Даже во время пандемии коронавируса стоимость билетов оставалась в прежнем коридоре, а после первой волны ковида, когда отменили QR- коды и народ хлынул в кинотеатры, наблюдалась довольно высокая посещаемость. А вот без голливудских картин ситуация резко стала ухудшаться.

— В первую очередь рост цен происходит из-за того, что за последние три года снизилась посещаемость кинотеатров, — подтверждает эту версию преподаватель факультета кино и телевидения университета «Синергия» Марина Русакова. — Обычно она связана с наличием в прокате громких премьер, чаще всего западных, а не со стоимостью билетов. Средняя недельная посещаемость в 2024 году составляла 1,6 млн зрителей, в 2021 году было 2,5 млн. При этом в августе допандемийного 2019 года посещаемость достигала 4,5 млн зрителей в неделю. В условиях низкой посещаемости повышение стоимости неизбежно: кинотеатры компенсируют убытки. Плюс не будем забывать, что на стоимость билетов влияет рост инфляции.

Билеты в кино действительно сильно подорожали только в 2024 году. До этого в течение долгого времени (как минимум 10 лет) цены в среднем росли не выше, чем на уровень инфляции, что для обычных посетителей было практически незаметно. Кроме того, в последние годы большинство кинотеатров устраивало скидочные дни, когда в один из дней недели билеты на все фильмы, кроме премьерных, в любое время стоили по 150 рублей. Практика показала, что посещаемость в такие дни заметно росла.

Сегодня же от подобных предложений кинотеатры дружно отказались, да и в принципе увидеть какие-то акции почти невозможно. Более того, в новогодние праздники волгоградцам даже не давали привычную скидку 50% детям до 10 лет — родителям приходилось оплачивать ребёнку полную стоимость билета, который и так стоил порядка 700 рублей.

Возросшие затраты на кинопроизводство в конечном счёте отражаются на стоимости проката, и в дальнейшем кинотеатры вынуждены пытаться как-то компенсировать свои повышенные расходы. При этом ценообразование в сегменте кинотеатров почему-то далеко не всегда укладывается в элементарные законы логики. Более того, в разных кинотеатрах цены на билеты могут отличаться чуть ли не в 2 раза на один и тот же фильм.

— Цены на российские премьеры в новогодние праздники были просто конские, — сетует волгоградский политтехнолог, а ныне владелец бара Nora Craft Beer Pub и автор Telegram-канала «Пивной путч» Вячеслав Кузьменко. — Сводить двоих детей в кино стоило почти также, как и в ресторан. К тому же качество российских премьер, несмотря на рекламу, вызывает большие сомнения, да и Голливуд, который приходит, тоже не лучше. Вот и возникает в связи с этим вопрос: зачем идти в кино за такие деньги, если через месяц всё будет на онлайн-платформах?

Тем не менее, в новогодние праздники кинотеатры посещало немало желающих переключиться с бесцельного домашнего отдыха хоть на какую-то культурно-развлекательную вылазку. На самые громкие новинки начала января многие билеты бронировали заранее — за сутки, а то и двое до сеанса. К Старому Новому году ажиотаж прошёл, и цены немного откатились вниз. Но зрители, насытившиеся фильмами на каникулах, уже не столь охотно идут в кино.

Что будет с ценами на билеты в кино

После новогодней вакханалии с ценами кинотеатры несколько снизили стоимость билетов. Однако они по-прежнему остаются гораздо выше порога, который большинство зрителей считают приемлемым. И объективных предпосылок для того, чтобы цены снизились до уровня начала 2024 года, сегодня нет.

Эксперты полагают, что на ситуацию мог бы повлиять качественный скачок в отечественном кинопроизводстве полнометражных фильмов. Если зритель регулярно начнёт получать продукт, который станет достойной заменой голливудскому кино, это положительно отразится на посещаемости кинотеатров, а возросший спрос смог бы как минимум притормозить рост цен на билеты.

Вот только будет ли отечественное кинопроизводство развиваться в сторону полнометражных фильмов, ориентированных на показ в кинотеатрах? Сегодня на фоне растущего числа вполне достойных отечественных сериалов, снятых специально для онлайн-платформ, есть ощущение, что качественный полный метр перестал быть приоритетом в российской киноиндустрии.

Думаю, что определённые предпосылки для снижения цен есть, — считает преподаватель факультета кино и телевидения университета «Синергия» Марина Русакова. — Но только при условии, что получится вернуть людей в кинотеатры. Для этого необходим рост числа новых качественных фильмов, российских блокбастеров. Кроме того, нужно увеличивать расходы на маркетинг российского кино и повышать привлекательность бренда отечественного кинематографа, прививать аудитории интерес к российским фильмам. У нас десятилетиями вырабатывалось мнение, что российское кино — некачественное. Это убеждение нужно менять! Тогда повысится и рост посещаемости кинотеатров, что в теории может привести пусть не к снижению, но к замедлению роста цен на билеты.

А может лучше дома?

Выросшие за год чуть ли не в два раза цены на билеты в кино заставили многих задуматься — а так ли важны походы в кинотеатр в их жизни? Например, сходить компанией в VR-клуб или в боулинг сегодня стало не дороже, чем в кино. Хотя если уж говорить о росте затрат на техническое обслуживание и т. д., боулинг со специфическим зарубежным оборудованием подорожал незначительно.

И всё же — для чего вообще люди сегодня идут в кинотеатры? Кто-то хочет в числе первых увидеть какую-нибудь крутую премьеру. Кто-то — сугубо для атмосферы и приятного досуга со второй половинкой или семьёй. А кто-то просто ради развлечения, чтобы скоротать время за приятным делом. И для такой категории зрителей есть альтернатива.

Сегодня серьёзную конкуренцию кинотеатрам составляют различные онлайн-платформы с видеоконтентом, которые за последние несколько лет сильно укрепились на рынке. Если лет пять назад они выступали в большей степени как онлайн-кинотеатры с базой фильмов, которые можно посмотреть в любое удобное время, то сегодня это уже самостоятельные платформы, в том числе с уникальным собственным контентом. Более того, для них всё чаще эксклюзивно снимают новые кинопроекты.

Аудитория таких онлайн-платформ постоянно растёт, а цена подписки на месяц сопоставима со стоимостью билета в кино. И что немаловажно — всё чаще в онлайн-кинотеатрах новинки появляются ещё до того, как завершится их показ в кинотеатрах. Раньше в этом смысле было просто — заканчивается показ фильма в кино, проходит плюс-минус месяц, и он выходит на DVD или BlueRay. А сейчас сроки ожидания сократились, и увидеть киноновинку дома можно гораздо раньше.

Другой вопрос — а заменит ли домашний просмотр фильма поход в кино? Разумеется, в полной мере нет. Но ведь есть фильмы, которые в кино смотрятся не сильно выигрышнее, чем дома. И в то же время есть такие, которые, наоборот, на огромном экране воспринимаются намного масштабнее и эффектнее.

Мы попытались выяснить, что больше предпочитают волгоградцы — ходить в кино или смотреть фильмы дома. Скажем откровенно, было очевидно, что второй вариант победит, но то, что он наберёт 49%, нас очень удивило. Кинотеатры же посещают гораздо меньшее число людей. Например, 16% признались, что бывают в кино несколько раз в год, а 9% выбираются лишь периодически. И только 3% среди опрошенных заявили, что ходят в кино минимум раз в месяц.

Что будет с кинотеатрами дальше

Как видим, в индустрии кинотеатров сегодня наметился кризис, главные причины которого связаны с отсутствием качественных зарубежных фильмов и возросшей конкуренцией со стороны онлайн-платформ. Чтобы смотреть любимое кино дома, люди используют современные технические достижения — покупают телевизоры с большим экраном и акустическое оборудование для создания объёмного звучания. Понятно, что с просмотром в кинотеатре домашний показ в любом случае не сравнится, но факт остаётся фактом — популярность домашних кинотеатров в наше время снова идёт вверх.

Один из возможных путей выхода из текущего кризиса — рост качества предлагаемых к показу в кинотеатрах фильмов. И здесь в первую очередь возникает вопрос: реально ли возвращение голливудских фильмов в российские кинотеатры?

По мнению преподавателя факультета кино и телевидения университета «Синергия» Марины Русаковой, есть несколько возможных сценариев, при которых зарубежные фильмы могут попытаться вернуться в российский кинопрокат.

1. Фестивали и независимые кинотеатры. Фильмы могут демонстрировать на кинофестивалях и в независимых кинотеатрах, не связанных с крупными зарубежными киностудиями.

2. Независимые дистрибьюторы. Небольшие независимые дистрибьюторы могут договариваться о правах на показ иностранных фильмов в России без участия крупных голливудских студий.

3. Отмена санкций. Это маловероятный вариант, но, говорят, всё может измениться с приходом Трампа на должность президента США. Пока же следует отметить, что некоторые фильмы могут быть никогда не показаны в России из-за политического характера их сюжетов или дистрибуции через западные компании, полностью ушедшие с российского рынка.

В какой-то мере на сложившуюся ситуацию могло бы повлиять и государство. В качестве возможных эффективных шагов звучат меры поддержки кинотеатров на уровне налоговой ставки и субсидий для производства трендовых фильмов. Кроме того, свои плоды может дать работа по привлечению в российский прокат кинокартин из дружественных стран.

Остаётся надеяться, что в скором времени эти вопросы будут решаться эффективнее, что позволит не только предложить своему же рынку и зрителю большой выбор премьерных кинокартин, но и стабилизирует рынок, помогая ему в развитии и предлагая при этом зрителю посещать кинопросмотры по стабильной и доступной стоимости.

Подпишитесь
Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies