Posted 15 января, 13:46
Published 15 января, 13:46
Modified 20 января, 20:55
Updated 20 января, 20:55
В Ворошиловском районе Волгограда, поодаль от шумных улиц, находится неприметная на первый взгляд улица Пугачевская. Это одна из первых улиц Зацарицынской части города, которая начала разрастаться в первой половине XIX столетия. До 1923 года она именовалась Царевской и была застроена преимущественно купеческими особняками и торговыми лавками.
Пугачевская являлась крайней жилой улицей Зацарицынской части города. Дальше к Волге шли вокзал, железная дорога и пристани, на которых грузили лес, соль, арбузы и рыбу.
Обрушившаяся на город война стрела с лица земли значительную часть жилого массива. После окончания Сталинградской битвы руины некогда роскошных особняков на Пугачевской разобрали. Десятилетия спустя на их месте выросли привычные нам хрущевки и современные многоэтажки.
До наших дней дошли немногие исторические здания, которые, тем не менее, дают представление о том, какой эта улица была столетие назад. Прежде всего это ныне заброшенные особняки купцов Ищенко и Филиппова, татарские бани 1920 года постройки и два особняка конца XIX века, обозначенные на картах под единым номером 3. Краеведы предполагают, что ранее они принадлежали царицынским рыбопромышленникам.
На улице сохранились другие исторические артефакты. Например, фрагмент каменной мостовой XIX века на пересечении Пугачевской и Ким. Немного поодаль, рядом с остановкой трамвая, стоит непреметный столб линии электропередач. Здесь он находится с дореволюционных времен, о чем сообщает прикрепленная сверху табличка.
Расположенное тут же трамвайное депо тоже ведет свою историю с 1913 года. Тогда здесь располагался трампарк и вагоноремонтные мастерские — первые в своем роде на территории Царицына.
Самая интересная достопримечательность Пугачевской — деревянные дома. Это осколки некогда существовавшего здесь железнодорожного квартала.
В 1862 году в Царицын была проложена первая ветка железной дороги, соединившая Волгу и Дон. Она совершила экономическую революцию в развитии города: сюда стали стягиваться крупные промышленники, торговые компании, купцы, рабочие.
Железная дорога проходила вдоль берега Волги, в том числе по территории нынешнего грузового порта. Здесь же был заложен первый в Царицыне вокзал — небольшое деревянное строение для приема пассажиров. Вокруг этого вокзала в 1870-е стал формироваться железнодорожный квартал: появились дома со службами, каменное паровозное депо, директорский дом, конторы, жилые здания.
Почти все они сгинули под бомбами немецкой авиации. Но несколько деревянных зданий уцелели. По подсчетам краеведа Романа Шкоды, возраст домов насчитывает солидные 150 лет. Они пережили Гражданскую войну, Сталинградскую битву, послевоенную реконструкцию города, разруху 90-х и несколько пожаров.
Годы невнимания со стороны властей, несмотря на статус памятников архитектуры, затерли прежнюю красоту. Здания изуродованы аляпистыми пристройками, но элементы старинной архитектуры все еще пробиваются сквозь них.
Историк и гид Дмитрий Бушмин уверен, что в случае реконструкции эти дома могли бы стать в один ряд со значимыми достопримечательностями Волгограда и раскрыть его для туристов с другой стороны — как город с многовековой историей.
— «Дома железнодорожников» возвела в 1870-1880-е Волго-Донская железная дорога. Там живут поколениями и до сих пор потомки тех самых железнодорожников. Это место при реконструкции может быть точкой притяжения для горожан и туристов — образцом старого деревянного Царицына. Есть отличные подобные примеры — от Рязани до Самары, когда подобные дома превращаются из заброшек в достопримечательности, и появляется жизнь — музеи, рестораны, мероприятия, фестивали, — прокомментировал «НовостиВолгограда.ру» Дмитрий Бушмин.
Пока известно одно — сносить уникальные здания не планируют. В мэрии нам сообщили о планах произвести их реконструкцию, но вот точные сроки пока никто не называет. Дома признаны аварийными и постепенно расселяются, но около десятка жильцов здесь еще остаются.
Если идти дальше вниз по улице можно наткнуться на еще одно строение Волго-Донской железной дороги. Сегодня в этом одноэтажном каменном здании конца XIX века проживают люди. Дом огорожен глухим забором, откуда доносится пение петухов. Чуть больше столетия назад в здании, вероятно, располагалась железнодорожная контора.
Во дворе находится еще один интересный деревянный дом. Дореволюционный ли он — неизвестно, но краеведы склоняются к его довоенному происхождению. Сквозь землю пробивается булыжник, — вполне возможно, еще один фрагмент царицынской мостовой.
На этом причуды Пугачевской не заканчиваются. Если завернуть за бывшую железнодорожную контору, то открывается вид на аскетичный мемориал. Это братская могила защитников Красного Царицына. В 1919 году здесь были захоронены работники станции Волжская Волго-Донской железной дороги, сражавшиеся в годы Гражданской войны на стороне красногвардецев.
Несмотря на удаленное расположение, мемориал приведен в порядок. А с недавних пор к нему ведет асфальтированная дорога.
У улицы Пугачевской хороший туристический потенциал, который, впрочем, разбивается о суровые волгоградские реалии. Сейчас этот самобытный микрорайон представляет собой неухоженные трущобы, не к месту образовавшиеся в центре города-миллионника. С недавнего времени картина вроде бы начала меняться: здесь проложили дорогу и даже разбили небольшой сквер. Но вот главные достопримечательности улицы стыдливо спрятали за двухметровым забором.
Да и сквер вполне себе типовой, никак не раскрывающий историю этого места. Будь здесь хотя бы несколько информационных щитов, а еще лучше — небольшая музейная экспозиция, сюда бы потянулись и жители, и туристы.
И ведь рассказать есть о чем: это и первая в Царицыне железная дорога, и единственный сохранившийся деревянный квартал, и первый трамвайный парк в уездном городе огромной Российской империи. Ну, а пока дореволюционный пласт истории Волгограда доступен разве что небольшому кругу энтузиастов, готовых копаться в архивах и исторических книгах.
Верим и надеемся, что однажды городские управленцы займутся популяризацией дореволюционной истории Волгограда. И без того немногочисленные царицынские здания, наконец, приведут в порядок, а улица Пугачевская с расположенными здесь историческими памятниками из провинциального захолустья превратится в гордость города.