Posted 14 января, 05:55
Published 14 января, 05:55
Modified 14 января, 05:57
Updated 14 января, 05:57
Единовременно ввести новую систему фиксации «автомобилистов-бесстраховочников» проблематично, поэтому изначально она будет существовать в тестовом режиме. Планируется, что тестовый период продлится от 6 до 12 месяцев.
В качестве пилотных субъектов РФ, где проверят работу и механизм подобной системы, выбраны Москва, Свердловская и Волгоградская области. Именно на них выбор пал из-за возможности оперативнее, чем в других регионах, провести необходимые процедуры по сертификации камер.
С 1 марта 2025 года в тестовых регионах начнут фиксировать новое нарушение — езду без полиса ОСАГО. Однако, как утверждает портал «За рулём» со ссылкой на руководство Российского союза автостраховщиков, поначалу штрафы нерадивым автомобилистам не грозят. Первое время после фиксации автомобиля, владелец которого не имеет полиса ОСАГО, будут рассылаться уведомления через Госуслуги.
Не имеющий страховки автомобилист получит уведомление о том, что его приметили — таким образом, получится наглядно продемонстрировать, что система работает корректно, и нарушители от наказания не уйдут. И как только тестирование завершится (на это потребуется от нескольких месяцев до года), будут вводиться штрафы, фиксируемые камерами.
Отсутствие автостраховки на сегодняшний день наказывается штрафом в 500-800 рублей. Пока наложить такой штраф может только лично инспектор — он вправе потребовать от водителя документ, подтверждающий оформление полиса (его можно показать в электронном виде).
Повторное нарушение карается уже более внушительной суммой штрафа — от 3 до 5 тысяч рублей. Но выписать его даже после введения штрафов с камер смогут только инспекторы. Правда, в перспективе рассматривается вариант, при котором и повторное нарушение будет наказываться штрафом в автоматическом режиме.
Что будет считаться повторным нарушением? Факт отсутствия полиса ОСАГО на конкретный автомобиль будет фиксироваться раз в сутки. На следующий день штраф можно получить снова, и он уже станет повторным. А вот нарваться на другую камеру в течение одного и того же дня нельзя.
Возможность фиксировать подобное нарушение с помощью камер обсуждалась давно — ещё несколько лет назад. Сейчас реализация такой системы стала реальностью, и её внедрение - теперь лишь вопрос времени. Но вот приживётся ли она и будет ли работать корректно и эффективно?
С одной стороны, фиксация отсутствия полиса технически выглядит довольно простой процедурой. В отличие от других нарушений вроде непристёгнутого ремня, проезда на запрещённый сигнал светофора или пересечения стоп-линии, в случае с ОСАГО оборудованию не нужно оценивать дорожную ситуацию и прочие факторы, которые меняются в динамике. Здесь достаточно просто считать номер машины и сверить данные с базой РСА.
На бумаге отслеживание не оформивших страховку водителей кажется довольно перспективным направлением для пополнения бюджетов. Но по факту специалисты ожидают определённых сложностей с работой этого механизма. И главной проблемой как раз может стать техническая составляющая, связанная с тем, чтобы исключить срабатывание нескольких камер на одну и ту же машину в один и тот же день.
Любое другое нарушение ПДД (превышение скорости, пересечение стоп-линии и т. д.) каждая камера может фиксировать отдельно, и это будет два разных нарушения. В случае же с отсутствием полиса ОСАГО нарушение одно, а по закону за одно нарушение не может быть несколько наказаний.
— Эту систему надо было вводить уже давно, — убеждён член регионального штаба Народного Фронта, председатель регионального отделения «Движения автомобилистов России» Армен Оганесян. — Ни для кого не секрет, что очень большое количество автомобилистов нарушают закон об ОСАГО и ездят вообще без полиса. Это означает, что в случае ДТП, если владелец такого автомобиля будет виновен, то пострадавший не сможет получить то, что ему полагается по закону.
Перспективы работы этой системы в Волгограде, по мнению Армена Оганесяна, вырисовываются вполне позитивные. Комитет информационных технологий в регионе неплохо справляется со своими задачами, система «Безопасный регион» тоже налажена, есть большое количество камер.
— Я думаю, что данное решение поможет вывести из тени те автомобили, владельцы которых злостно нарушают закон уже не первый год. Для Волгограда это очень актуально — в своё время мы даже находились в «серой зоне» из-за большого количества ДТП, организованных мошенниками ради получения страховых выплат. Автоопределение автомобилей без полиса ОСАГО должно в том числе помочь ещё снизить число таких автоподстав, — подытожил эксперт.
Ранее наше издание публиковало мнение-прогноз экспертов касаемо цен на топливо в 2025 году.