Posted 3 января, 09:43
Published 3 января, 09:43
Modified 3 января, 09:59
Updated 3 января, 09:59
2024 год начался с оскорбительного высказывания экс-тренера «Ротора» и легенды украинского «Динамо» Александра Хацкевича. Спортсмен без ужимок и стеснения назвал Россию и Волгоград «сраными».
Такой грубой формулировкой Хацкевич ответил на вопрос ведущего о самом «эпичном промахе в карьере».
— Я признаю, что это поездка в этот сраный Волгоград, в сраную эту Россию, — сказал Хацкевич в интервью Никите Мелкозерову.
Александр Хацкевич тренировал волгоградских футболистов с 2019 по март 2021 года. Под его предводительством сине-голубые одержали победу в четырех матчах из 23, что обеспечило команде позорный вылет из премьер лиги, а его тренеру — темную метку в карьере.
В каком-то смысле Волгоград для Хацкевича — незажившая язва, прикосновение к которой провоцирует отток желчи.
В феврале, спустя неделю после празднования юбилея победы в Сталинградской битве, общественность сотрясло видео башкирского блогера Расула Ахияретдинова. Активист ополчился на главный символ Волгограда — скульптуру «Родина-мать зовет!».
Ее блогер предложил реконструировать, чтобы «закрыть срамные места».
— Советский Союз сделал немало ошибок, и одна из них — эта статуя. Владимир Владимирович, наша с вами мать так выглядеть не может, — заявил Расул Ахияретдинов.
Свое предложение Ахияретдинов высказал главе государства, но отреагировал в итоге глава Следственного комитета Александр Бастрыкин. Необдуманное высказывание обернулось для уфимца уголовным делом за реабилитацию нацизма.
Впрочем, отделался блогер достаточно легко — годом принудительных работ и временным запретом на ведение соцсетей.
В августе в центре скандала оказался дизайнер и блогер Артемий Лебедев. Мишенью для нападок снова стала скульптура Евгения Вучетича «Родина-мать зовет!».
В интервью Юрию Дудю* блогер попытался оправдаться за свое высказывание четырехлетней давности. Тогда, в 2020 году, в авторском шоу Лебедев назвал статую «уродской».
Впрочем, обойти острые углы не получилось и в этот раз. Блогер вновь проехался катком по памятнику и его автору.
— У меня своя специфика, я вообще по-другому смотрю на это. Поэтому, когда я вижу Родину-мать, которая изначально не очень красивый памятник…с открытым ртом…ну, то есть старый маразматик сделал ужасную вещь. Наверное, он убедил какой-то там комитет. Контуры у нее хорошие, я не спорю. Ее силуэт с мечом — хорошая находка. Но памятник…я считают, что он не такой, какой мог бы быть. Можно было понежнее. А когда не самый красивый памятник какие-то кривожопые люди еще и подсветили так, что ***** [прим. ужас]… Нельзя подсвечивать ***** [прим. плохо] даже самый слабый памятник, — прокомментировал дизайнер.
Слова Лебедева вызвали большой резонанс в обществе, в том числе среди публичных лиц, который закончился…ничем. Уже через неделю скандал утих, а через месяц про спорное заявление дизайнера все забыли. Кроме, пожалуй, самих волгоградцев.
К слову, прежде Лебедев высказывался не только о «Родине-матери», но и о самом Волгограде, который неоднократно посещал. Дизайнер то хвалил город-герой, то сравнивал его в интервью с «жопой мира» и относил к числу «умирающих городов».
В октябре в фокус общественного внимания попала очередная треш-стримерша. А все потому что на великовозрастную блогершу, известную под псевдонимом «Голубка», обратила внимание глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина.
Вера Егоренкова регулярно вела треш-стримы, на которых за определенную сумму выполняла всевозможные задания зрителей. Причем табу у орловчанки никаких не было.
Во время одного из таких эфиров Егоренкова плюнула и несколько раз ударила изображение скульптуры «Родина-мать зовет!».
— Ты нам не мать! Скотина! Иди ****, — прокричала при этом Егоренкова.
Пренебрежительный плевок в символ ВОВ дорого обошелся неудачливой стримерше. Голубку задержали, а в ее квартире провели обыск. Следом Александр Бастрыкин поручил завести на орловчанку уголовное дело. За необдуманный поступок женщине теперь грозит реальный срок.
Волгоград и его ключевые символы регулярно становятся объектами колких замечаний и откровенных оскорблений. Одни сыплют ругательствами в порыве эмоций, другие — в погоне за минутой славы. Но чаще всего неумелые ораторы сталкиваются с непониманием. В худшем случае — уголовным преследованием.
Хочется верить, что в новом году уголовных дел станет меньше, а публичные (и не очень) деятели научаться подыскивать уместные формы критики.