Posted 27 декабря, 15:13

Published 27 декабря, 15:13

Modified 27 декабря, 15:15

Updated 27 декабря, 15:15

Новогодний грузовик не всегда приносит ощущение праздника

Праздник к нам приходит... На что дико взлетели цены перед Новым годом?

27 декабря 2024, 15:13
Фото: novostivolgograda.ru. Новогодний грузовик не всегда приносит ощущение праздника

Волгоградский профессор объяснил проблему высоких цен под Новый год

Пока волгоградцы пытались прийти в себя после взлёта цен на сливочное масло, в преддверии Нового года неприлично подорожал ряд других продуктов. С одной стороны, в конце декабря такая картина не редкость, но в этом году от некоторых ценников лезут на лоб глаза. Рассказываем, что творится с ценами.

Сметана

Молочная продукция продолжает опустошать кошельки волгоградцев. После скачка цен на сливочное масло осенью эстафету перехватила сметана. Цены за одну баночку даже минимальной жирности в 10% либо приближаются к 100 рублям, либо уже преодолели эту планку.

А цены на самую жирную сметану достигают 140 рублей. Чтобы хоть как-то сгладить шоковое впечатление у покупателей, производители идут на хитрость и уменьшают упаковку и объём продукции. Так, баночка сметаны 180 г стоит 65 рублей — такая цена при первом взгляде не вызывает негатива, пока покупатель не задумается о размере упаковки.

Овощи

Сильно выросли также цены на овощную продукцию. Особенно выделяются на фоне остальных огурцы и помидоры. Килограмм огурцов в магазинах стоит около 300 рублей, а корнишонов — более 700 рублей. Нам даже удалось найти огурцы поштучно — по 110 рублей за единицу товара.

Зелень перед Новым годом тоже подорожала в среднем в полтора раза. Любители зелёных салатов вынуждены решать дилемму — готовить любимые блюда реже или существенно расширять под них свой бюджет.

— В условиях Нового года всегда возникает ажиотажный спрос, когда у покупателей возникает желание приобретать товар по любой цене, невзирая на её рост, — рассказывает доктор экономических наук, профессор, автор Telegram-канала «Ваш карман & Тренды рынка» Игорь Бельских. — Это связано с особенностями праздника, ведь Новый год бывает лишь раз в году. И этой психологической особенностью в поведении потребителя пользуются товаропроизводители. Как правило, фирмы перед Новым годом всегда завышают ценники и зарабатывают на этом.

Колбаса

Ощутимо изменились цены и на колбасы и колбасные изделия — сосиски, сардельки и т. п. Стандартная упаковка докторской колбасы весом 400 г без скидок стоит под 300 рублей. На ветчину и варёно-копчёные колбасы цены тоже «пляшут» вокруг 300 рублей за обычную упаковку в 350-400 г. И только сырокопчёная колбаса пока в целом держится, хотя и на неё можно встретить неадекватную цену.

Что дальше

Сегодня в условиях высокого уровня инфляции повышение стоимости товаров широкого потребления предполагает всё больший рост цен. К сожалению, в начале января, скорее всего, произойдёт очередной скачок цен, что связано с выплатой премий, «тринадцатых зарплат», резким повышением бюджетных расходов, закрытием смет и т. д. И надо учитывать, что закончился сезон для овощной продукции, которые к зиме традиционно дорожают.

По мнению профессора Бельских, в сложившейся ситуации есть два выхода. Во-первых, это адресная помощь нуждающимся либо в материальном выражении, либо за счёт контроля над ценами по социально значимым продуктам. Ну а вторая позиция — пытаться бороться с инфляцией расширением товарного предложения и ассортимента. Другого в экономике не придумали.

— Безудержный рост цен, конечно, повышает социальную напряжённость в обществе, — отмечает Игорь Бельских. — Особенно это касается людей с фиксированными доходами — бюджетников, пенсионеров и т. д. Всё это приведёт к определённым социальным последствиям. Как минимум, будем меньше покупать некоторые товары. И не исключено, что станем вести более здоровый образ жизни.

Тем не менее, как замечает наш собеседник, резкое подорожание отдельных продуктов — это, как правило, недоработка государственных регуляторов в отдельных сегментах рынка. Обычно инфляция приводит к тому, что рост цен равномерно распределяется по всему ассортименту. А когда дорожают то яйца, то масло, то помидоры, то сметана, это говорит о том, что, скорее всего, существуют какие-то структурные проблемы на этих рынках и конкретные продукты производятся с какими-то трудностями, которые производители не могут самостоятельно преодолеть. В таких ситуациях власти всех уровней должны подключаться и заниматься поддержкой и развитием таких локальных рынков и товарных сегментов.

Подпишитесь