Posted 23 декабря 2024, 09:45
Published 23 декабря 2024, 09:45
Modified 23 декабря 2024, 09:45
Updated 23 декабря 2024, 09:45
У чиновников принято регулярно «сверять часы», сравнивая поставленные задачи с достигнутыми результатами. Мы решили сделать это за них и проанализировали, каким регион был в то время, каким его видели в будущем и каким он в итоге стал при новом главе региона Андрее Бочарове.
В нулевые годы в Волгоградской области уже практически не осталось шлейфа советской эпохи, которая ещё напоминала о себе во всём в 90-е. Губернатор Николай Максюта ставил долгосрочные задачи, исходя из реальных возможностей региона, но при этом стараясь смотреть на перспективу.
В 2008-м году была опубликована Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года. В этом документе оценивалось текущее положение дел в различных сферах и ставились задачи на будущее. Ниже мы приводим обзор основных показателей, которые были актуальны на 2007-й год.
Жильё. Средняя обеспеченность населения области жильём выросла с 19,7 кв. м на человека в 2004 году до 20,9 кв. м в 2007 году. Этот показатель выше минимально допустимых по классификации ООН 18 «квадратов» на душу населения. Однако темпы ввода жилья в Волгоградской области нельзя было назвать высокими. Власти опасались, что дефицит жилья в регионе будет нарастать.
ЖКХ. Главной коммунальной проблемой оставался высокий износ основных фондов (66,6%) и сетей, в том числе водопроводных (71,8%). Рост тарифов на услуги ЖКХ опережал инфляцию. Только в 2016 году суммы в платёжках волгоградцев выросли на 18%, и в ближайшее время замедления темпов роста тарифов власти не прогнозировали.
Здравоохранение. По сравнению с 2004 годом заболеваемость в Волгоградской области увеличилась на 3,9%, а число врождённых аномалий возросло более чем на четверть. Дети стали болеть на 3,8% чаще. Основная причина — грязный воздух, концентрация вредных веществ в котором превышала предельно допустимые нормы иногда в 5-10 раз. Уровень детской смертности был выше общероссийского показателя и показателей развитых стран.
Онкозаболеваемость выросла с 340 человек на 100 тысяч населения в 2003 году до 374 человек в 2006 году. В среднем по стране этот показатель был гораздо меньше и составлял 328 человек на 100 тысяч жителей.
Промышленность. Эта сфера занимала одно из ведущих мест в экономике Волгоградской области. На её долю приходилось 2% общероссийского объёма промышленного производства и около 30% выпуска промышленной продукции Южного федерального округа (ЮФО). Промпредприятия Волгоградской области добывали 27% и перерабатывали 46% всей нефти в ЮФО, вырабатывали 24% электроэнергии. Их доля в натуральном выражении в объёме выпуска проката чёрных металлов, тракторов и автошин составляла 100%, стальных труб, химических волокон и нитей — 62%.
Стратегическим преимуществом промышленного комплекса Волгоградской области была его дифференцированная структура, которая базировалась на высокой доле обрабатывающих производств (более 85%), в том числе нефтепереработки, химии, металлургии и машиностроении. Для сравнения — в Астраханской области около 70% производства приходилось на нефтегазовый комплекс.
До 2015 года планировалось строительство семи новых подстанций в Волгограде и двух в Волжском, а также реконструкция более 300 км воздушных линий электропередач.
АПК. Потенциал земледельческого хозяйства в Волгоградской области использовался не в полной мере. За последние годы значительно сократилась площадь мелиорированных земель и ухудшилось качество сельхозугодий. Остро стояла проблема недостатка и высокого — до 40% — износа сельскохозяйственной техники. Денег на ее обновление, закупку удобрений и топлива у аграриев практически не было. Да и жизнь на селе становилась всё менее привлекательной. Деревни вымирали буквально и образно: росла естественная и миграционная убыль населения.
Экология. Самый грязный воздух был в Волгограде и Волжском. В южной части Волгограда, где расположены предприятия химической и нефтехимической промышленности, жители дышали хлоридом водорода, сероводородом, аммиаком и фенолом, а в северной части города — фторидом водорода и формальдегидом. Кроме того, во всех районах Волгограда воздух был загрязнён диоксидом азота.
В Волжском ситуация была не лучше. Там основными предприятиями-загрязнителями были «Волжский абразивный завод» и «Волжский Оргсинтез», а в Михайловке — «Себряковцемент».
Еще хуже была ситуация только с автомобильными выбросами и мусорными полигонами. Частично улучшить ее могло бы строительство объездной дороги Волгограда.
Туризм. Чиновники делали ставку на развитие туризма в Волгоградской области, хотя и признавали, что до уровня Краснодарского края и Ставрополья региону очень далеко. Ожидался рост турпотока с 420 тысяч человек в 2005 году до 493 тысяч человек в 2010 году и до 620 тысяч человек в 2025 году. При условии, что один турист будет тратить в день не менее 500 рублей, к 2010 году регион планировал зарабатывать 1,3 млрд рублей (+125 млн рублей к 2005 году). Рост налоговых поступлений ожидался на уровне 143,5 млн рублей ежегодно. К 2025 году эти показатели должны были увеличиться в среднем в 1,5 раза.
Географическое положение делало Волгоградскую область потенциально выгодной для развития международных транспортных коридоров, ведь через неё уже проходили магистрали «Север-Юг» и «Транссиб». Но имеющаяся инфраструктура к таким серьёзным нагрузкам была не готова. На расширение дорог с твёрдым покрытием, строительство интермодальных терминалов, реконструкцию Волго-Донского канала и другие проекты требовались большие инвестиции.
Перспективы развития промышленности Волгоградской области также были хорошими благодаря наличию месторождений нефти, газа и минерального сырья (калийные соли, бишофит), доступности энергоресурсов, существованию производств с широкой номенклатурой выпускаемых товаров, выгодному транспортному расположению, развитому научно-образовательному комплексу и налаженным внешнеэкономическим связям.
Региональные власти выбрали для реализации сценарий инновационного, социально ориентированного развития. Он предполагал к 2025 году увеличение объёмов промышленности, сельского хозяйства, транспортного комплекса, повсеместное внедрение инновационных технологий, преимущественную ориентацию выпуска товаров на внешние рынки при коренной перестройке экономики и значительных инвестиционных вложениях в зонах опережающего развития.
Но тот момент инновационную активность бизнеса тормозили высокая стоимость и длительные сроки окупаемости нововведений, нехватка собственных денег и недостаточная финансовая поддержка со стороны государства, а также низкий инновационный потенциал организаций. Зачастую новая продукция выпускалась за счёт приобретения иностранного оборудования, а не за счёт использования разработок предприятий.
На территории Волгоградской области планировалось сформировать сеть точек роста. Волгоградская агломерация могла претендовать на полюс роста федерального масштаба, на роль точек роста областного масштаба подходили города Михайловка и Камышин. Точками роста меньшего масштаба, благодаря своему приграничному и удачному с транспортной точки зрения положению, а также наличию полезных ископаемых должны были стать Урюпинск, Фролово, Калач-на-Дону и Котельниково.
Опорные точки развития системы расселения в Волгоградской области включали три центра: Волгоградскую агломерацию, Михайловку и Камышин. Именно они должны были составлять «каркас» пространственной организации региона. Кроме того, в качестве зон опережающего развития были обозначены Эльтонская и Котельниковская промышленные зоны.
В рамках развития Волгоградской агломерации планировались:
В рамках развития Котельниковской промышленной зоны планировалось развивать новое стратегическое направление по добыче и глубокой переработке калийного сырья. А развитие Эльтонской зоны предполагало освоение и глубокую переработку калийных руд, санаторно-курортное бальнеологическое лечение, этнический, экологический, научно-познавательный туризм, а также реконструкцию объектов Большой Волгоградской оросительной системы в Заволжье. Кроме того, прорабатывался Камышинский текстильный кластер на базе ООО «Камышинский хлопчатобумажный комбинат».
Социально-экономическое развитие экономики Волгоградской области разбили на три этапа.
Первый этап (2008–2012 год) базировался на повышении конкурентных преимуществ волгоградской экономики в промышленности, транспорте, аграрном секторе, торговле при реализации крупных инвестиционных проектов. Предполагалось, что это позволит обеспечить среднегодовой темп прироста производства в промышленных видах деятельности на 4-5%, а в сельском хозяйстве и торговле — на 6-12%.
Второй этап (2013–2020 год), согласно планам 2008 года, включал повышение глобальной конкурентоспособности экономики на основе её перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики.
На третьем этапе (2021–2025 год) ожидалось превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста, формирование сбалансированной социальной структуры общества.
Вот какие крупные инвестпроекты тогда наметили в регионе:
В документе 2008 года были обозначены и основные целевые показатели, к которым необходимо было стремиться — ожидаемые результаты прописали до 2025 года. С ним можно ознакомиться в отдельном файле, но мы наглядно изобразили всё на карточках.
После Николая Максюты в Волгоградской области недолгое время губернаторами были Анатолий Бровко и Сергей Боженов. С 2010-го по 2014-й они «правили» регионом каждый примерно по два года. После них бразды правления принял Андрей Бочаров, который к настоящему времени уже более 10 лет занимает должность главы региона.
Оценивать периоды работы Бровко и Баженова ввиду небольшого (для полноценного анализа масштабных преобразований) срока руководства регионом нецелесообразно. Поэтому сконцентрируемся на том, как в различных отраслях менялась и развивалась Волгоградская область при Андрее Бочарове. Сразу после прихода он сформировал собственную стратегию развития на 10-летний период, куда вошли как идеи и наработки предшественников (прежде всего Николая Максюты), так и новые направления.
Огромную роль в преображении Волгоградской области в «десятые» годы сыграл тот факт, что Волгоград был выбран в качестве одного из городов для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года. Это дало мощнейший импульс к развитию инфраструктуры и масштабному благоустройству за счёт федерального финансирования.
При подготовке к ЧМ-2018 в Волгограде построили рокадную дорогу (Нулевую Продольную), которая заметно разгрузила трафик в Центральном районе, модернизировали аэропорт, расширили и обновили шоссе Авиаторов, связывающее городскую часть Волгограда с аэропортом, отремонтировали огромное количество дорог и тротуаров.
В годы губернаторства Бочарова Волгоградская область стала гораздо более тесно взаимодействовать с федеральным центром, что открыло новые возможности для развития во всех сферах. Участие в национальных и федеральных проектах с бюджетным финансированием позволили региону реализовать крупные и значимые инфраструктурные проекты, которые существенно повысили уровень развития Волгоградской области.
Спустя 10 лет губернаторства Андрей Бочаров сформировал новую программу развития региона на ближайшее десятилетие — до 2034 года. В неё вошли ключевые направления развития и масштабные инфраструктурные и инвестиционные проекты, повышение основных социально значимых показателей и повышение эффективности экономики.
В единый перечень приоритетных проектов развития Волгоградской области входит 109 инфраструктурных, инвестиционных, социальных, образовательных и других проектов общей стоимостью более 2 трлн рублей.
С 2014 года, когда Андрей Бочаров вступил в должность, в регионе сформировали и реализовали порядка 1700 инвестпроектов, создали около 30 тысяч новых рабочих мест. Накопленный за 10 лет объём инвестиций превысил 2 трлн руб. Значительно вырос и продолжает увеличиваться валовой региональный продукт: если в 2014 году он составлял 715 млрд рублей, то по итогам 2024 года прогнозируется на уровне 1,4 трлн рублей. Ещё через 10 лет этот показатель должен вырасти до 2,5 трлн рублей, накопленный объём инвестиций — достичь 3,4 трлн рублей, доходы областного бюджета — увеличиться со 173 до 300 млрд рублей. Запланировано открытие порядка 50 тысяч новых рабочих мест.
Главным двигателем развития Волгоградской области при Бочарове стали инвестпроекты. На многих предприятиях региона были развёрнуты новые производства и модернизированы старые. Этот же курс губернатор рассчитывает продолжить и в будущем.
Ключевые объекты в этой сфере Андрей Бочаров обозначил в апреле 2023 года, и уже через год по каждому из этих было значительное продвижение. Так, полностью реализован проект современного СПГ-комплекса в Быковском районе, готов к вводу Котельниковский ГОК по выпуску калийных удобрений. В стадии реализации — всероссийский центр нержавеющих и специальных сталей, особая экономическая зона «Химпром», строительство газопровода «Южный поток», модернизация Волжской ГЭС, завода «Себряковцемент», ГК «ЛУКОЙЛ».
В планах на ближайшее десятилетие:
В области газификации Волгоградская область существенно продвинулась за последние годы и преодолела важнейшую отметку в 90% населённых пунктов, в которые проведён газ. Задача до 2027 года — достижение максимально возможного уровня газификации региона в 98%. Предстоит газифицировать 166 населённых пунктов, подвести газ к 14,6 тысячи домовладений, где проживает 38,2 тысячи человек. Для этого нужно построить 144 межпоселковых и 166 внутрипоселковых газопроводов. Суммарные инвестиции в эти проекты превышают 35 млрд рублей.
На сегодняшний день построены 12 межпоселковых и 14 внутрипоселковых газопроводов, догазифицированы 15,2 тысячи домов. По этому показателю Волгоградская область в пятёрке лучших в России.
С 2018 года в Волгоградской области по нацпроекту построены 11 школ на 9 с лишним тысяч учеников. Возводятся ещё две крупные школы — на 800 мест в посёлке ГЭС Тракторозаводского района и на 1224 места в микрорайоне Комарово Советского района.
С 2019 года регион реализует губернаторскую программу капремонта школ, а в 2024 году работы стали финансироваться и из федерального бюджета. В ближайшие три года планируется привести в порядок 87 зданий. Также за время губернаторства Андрея Бочарова в Волгоградской области сдали 25 новых детских садов и капитально отремонтировали ещё 52.
В рамках развития Центра патриотического воспитания «Юный ястреб» в Среднеахтубинском районе заработал спортивно-патриотический лагерь «Авангард», региональное отделение федерального центра «Воин», проектируется многофункциональный казачий центр. Открыты 45 специализированных площадок по программе развития грамотности в сфере управления беспилотными летательными аппаратами.
Серьёзные подвижки есть по флагманскому проекту в сфере образования — созданию межуниверситетского кампуса в Тракторозаводском районе. Сейчас формируется научно-технологическая концепция ядра кампуса. Ещё один значимый проект — технопарк «Сталинград» в пойме реки Царицы, который станет филиалом «Сколково».
Значительные успехи Волгоградская область достигла в агропромышленной сфере. На регулярной основе волгоградские аграрии вносят значительный вклад в продовольственную безопасность страны, собирая большие объёмы урожая. По сбору зерновых культур регион преодолевает отметку в 4 млн тонн, по масличным — по 1,5 млн тонн, а по овощам — порядка 1,2 млн тонн.
За последнее 10-летие в регионе были построены крупные тепличные комплексы и перерабатывающие предприятия, налажена мелиоративная работа. А в ближайшие годы будут реализовываться масштабные проекты на таких предприятиях, как «НьюБио», СП «Донское», «Раздолье» и т. д. Инвестиции в сферу АПК ради этих целей составят 36 млрд рублей.
«Волгоград Арена» на 45 тысяч мест, построенная к ЧМ-2018, органично вписалась в городской ландшафт и стала новой точкой притяжения волгоградцев. За последние несколько лет стадион принимал матчи всероссийского и международного уровней, включая игры сборной России и Суперкубок России.
Межрегиональное значение имеет спортивно-семейный комплекс «Зелёная волна» на базе стадиона им. Логинова в Волжском. Его реализация оценивается в 25 млрд рублей.
В рамках федерального проекта «Спорт — норма жизни» в регионе построили несколько физкультурно-оздоровительных комплексов и 30 площадок для сдачи норм ГТО. По программе «Развитие физической культуры и спорта в Волгоградской области» в Волжском заработал Центр спортивных единоборств. В комплексе созданы условия для занятий самбо, дзюдо, кикбоксингом и общефизической подготовки гребцов на байдарках и каноэ. Рядом обустроена открытая тренировочная арена с футбольным полем и двумя теннисными кортами.
Кроме того, реконструированы стадионы «Темп» и «Пищевик», на очереди — стадион «Трактор». А на обновлённом стадионе «Зенит» возведён Центр спортивных единоборств.
Долгие годы туристическая привлекательность Волгограда строилась вокруг военно-исторического наследия. Оно и сегодня остаётся важнейшим пластом в туризме, но параллельно начали развиваться и другие направления. На территории региона действуют экологические маршруты в природных парках, существенно выросла популярность оздоровительного туризма, продвигается гастрономический туризм.
Что касается задач на будущее, то, как следует из концепции развития, в Волгоградской области стоит задача по открытию новых туристических центров, одним из которых является историко-культурный комплекс на группе островов Голодный-Сарпинский. Ориентировочный объём инвестиций в реализацию этого грандиозного проекта оценивается в 200 млрд рублей. Среди других масштабных проектов, аналогов которым в стране практически нет, — строительство многофункционального туристического комплекса «Новая Бакалда», аквапарка в пойме Царицы, развитие ЦПКиО в Волгограде. По оценкам властей, это позволит почти втрое увеличить турпоток в десятилетней перспективе.
С 2014 года в Волгоградской области построили и модернизировали 755 медучреждений. В частности, введён новый радиологический корпус онкологического центра, открыты центры амбулаторной онкологической помощи, с нуля построены 89 фельдшерско-акушерских пунктов.
Также за этот период значительно расширены возможности оказания экстренной медицинской помощи. Создана сеть опорных медучреждений, открыты региональные центры по лечению инфарктов миокарда, модернизированы районные ЦРБ, обновлена больница №15 в Красноармейском районе Волгограда. С 2018 года региональные власти возродили санитарную авиацию и построили более 10 вертолётных площадок для оперативной транспортировки пациентов для оказания срочной медпомощи.
Общий объём инвестиций в сферу здравоохранения уже оценивается в 105 млрд рублей. До 2034 года планируется построить 49 объектов здравоохранения (в том числе областную детскую больницу, лечебно-консультационный центр по борьбе с туберкулёзом, роддом, ПЭТ-КТ центр, реабилитационный центр и взрослую инфекционную больницу) и 35 объектов капитально отремонтировать.
Кроме того, у подножия Мамаева кургана предстоит создать многопрофильный центр поддержки бойцов СВО, ветеранов боевых действий и членов их семей. Он охватит шесть учреждений, специализирующихся на реабилитации, протезировании, ортопедии, санаторном лечении и патриотическом воспитании. Услуги центра будут доступны всем желающим. На реализацию проекта предусмотрели порядка 15 млрд рублей.
Ключевая задача в области транспортной инфраструктуры, которую ставил Андрей Бочаров, — укрепить статус Волгоградской области как ключевого региона межгосударственного транспортно-логистического коридора Север-Юг. Следующим этапом должно стать создание современных транспортно-логистических связей внутри области.
Стратегическими в этой связи проектами являются продолжение строительства обходов Волгограда, Волжского и Нового Рогачика, 3-го и 4-го пусковых комплексов мостового перехода через Волгу, возведение мостов через реки Еруслан и Дон, моста и подъездной дороги на остров Сарпинский, реконструкция 3-й Продольной, улицы Неждановой в Волгограде, продление рокадной дороги и др.
Запланированы модернизация авиа- и железнодорожного узлов, портов, повышение роли водного транспорта, формирование новой транспортной схемы волгоградской агломерации, обновление линейной инфраструктуры и парка общественного транспорта с расширением использования экологичного и экономичного транспорта на газомоторном топливе, электротранспорта.
Напомним, с 2024 года строительством, ремонтом, реконструкцией охвачены 4,4 тысячи км трасс, реализуется губернаторская программа по приведению в порядок основных мостов и путепроводов. Модернизацией своей инфраструктуры занимаются РЖД.
А вот какие ключевые объекты были созданы за последние 10 лет:
Большой фронт работы за последние 10 лет был проделан и в сфере культуры. Он охватил не только знаковые учреждения культурной сферы Волгограда, но и дома культуры в районах Волгоградской области, которые сильно преобразились за это время.
Ключевые достижения в сфере культуры с 2014 года:
Ещё несколько масштабных проектов находятся в стадии реализации. Речь идет о реконструкции ТЮЗа и Волгоградского цирка (эти два проекта находятся в стадии завершения), возрождении ЦУМа как уникального культурно-музейного пространства, обновлении здания бывшего гидромелиоративного техникума под культурно-образовательный центр им. А. Н. Пахмутовой и других проектах.
При Андрее Бочарове огромное количество проектов было реализовано в сфере благоустройства. Облику города губернатор и его команда уделяют повышенное внимание, и это касается не только создания и развития общественных пространств, но и строительства новых объектов.
С 2014 года в Волгограде обновили Центральную набережную, у подножия Мамаева кургана появился Парк Победы. Также созданы новые общественные пространства: пойма реки Царицы, Александровский сад, Сквер строителей, Сквер новых регионов, Парк аттракционов и т. д. Благоустройство активно идёт и в районах области.
В то же время развитие в этом направлении слишком тяготеет к центру города и прилегающим районам, тогда как на периферии динамика благоустройства идёт значительно медленнее. Тем не менее, было бы глупо отрицать, что Волгоград и область за последние годы заметно преобразились и стали гораздо привлекательнее в визуальном плане.
Как видим, ряд направлений, запланированных к развитию в 2000-е годы, в Волгоградской области удалось реализовать в последующие годы. При этом часть проектов так и осталась «в ящиках стола», а какие-то, наоборот, появились с нуля. Львиную долю из того, что было сделано в эпоху Андрея Бочарова, получилось воплотить в жизнь благодаря проведению в Волгограде матчей ЧМ-2018 по футболу. Но и спустя годы после завершения турнира конструктивное взаимодействие с федеральным центром и поддержка президента дают свои плоды, позволяя поддерживать выбранный курс и продолжать развивать регион.