Posted 5 декабря, 12:15
Published 5 декабря, 12:15
Modified 5 декабря, 14:29
Updated 5 декабря, 14:29
Мы привыкли, что качественная обувь должна быть импортной. И несмотря на то что в последние годы есть немало достойных отечественных брендов, словосочетание «итальянская обувь» в наших головах до сих пор звучит как синоним знака качества.
— Сейчас у нас достаточно много российских брендов, и их становится всё больше и больше, — отмечает президент Торгово-промышленной РФ Сергей Катырин. — Но наша задача состоит в том, чтобы они производились здесь, а не где-нибудь в Китае или Турции.
В Волгограде на сегодняшний день производство обуви представлено в основном малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями. Но было в нашем городе и крупное производство. Знаменитая обувная фабрика в Советском районе появилась ещё в 1970 году. Тогда предприятие выпускало более 5 млн пар. В течение 20 лет фабрика была важнейшим звеном лёгкой промышленности региона, но в 90-е годы начался кризис, который привёл к закрытию производства.
О былой славе до сих пор напоминает остановка общественного транспорта «Обувная фабрика». В 2006 году фабрика прекратила работу, а ООО «Обувная фабрика», юридически ставшая правопреемником предприятия, занимается сдачей помещений и оборудования в аренду. Осенью 2022 года производственно-складской комплекс бывшего предприятия вместе с земельным участком пытались продать за 135 млн рублей, однако покупатель не нашёлся.
В здании также находится другое юрлицо — ООО «Волгоградская обувная фабрика — ОРТ», зарегистрированное в 2020 году. Число сотрудников насчитывает 9 человек, а в списке видов деятельности у компании указаны производство обуви и медицинских инструментов и оборудования.
Рынок обуви в России на сегодняшний день оценивается в 950 млрд рублей. Такие данные приводит Российский союз кожевников и обувщиков. А вот цифры, которые фигурируют в отчётах Росстата и оператора маркировки продукции, заметно выше. Это говорит о том, что на рынке имеется проблема контрафакта. Российская обувь на отечественном рынке занимает только пятую часть. Абсолютным лидером является Китай (порядка 70%), далее идут Россия (19%) Турция (3%), станы Европы (3%), Белоруссия (2%) и Индия (2%).
Нередко производство обуви начинается с выпуска более простых товаров. Например, компания «Альмида» в своё время начинала с изготовления тапочек, а сегодня делает около миллиона пар кожаной обуви в год. По словам гендиректора Дмитрия Дубровина, в текстильной сфере сложно конкурировать с Китаем, тогда как в производстве натуральной кожи Россия может это делать.
С одной пары обуви в компании «Альмида» в среднем зарабатывают порядка 6% прибыли. В себестоимость, помимо затрат на материалы, включены также расходы на налоги, зарплаты сотрудников, энергоресурсы, амортизацию оборудования, интернет, связь и т. д. При этом все сопутствующие расходы в общей доле занимают примерно такую же долю, как и основные затраты на материалы.
Одной из острых проблем рынка обуви в России на сегодня является дефицит кадров. Средняя зарплата в отрасли ниже, чем во многих других производственных сферах, и заметно увеличить её непросто из-за высокой стоимости производства.
— Российские участники рынка работают в менее благоприятных условиях, чем их зарубежные «коллеги», — делится своим мнением президент ТПП РФ Сергей Катырин. — У нас и банковская процентная ставка существует, и нет никаких льготных программ для обувщиков, которые бы поощряли развитие этой отрасли. И получается, что себестоимость производства обуви в России где-то в полтора-два раза выше, чем за границей.
Важный сегмент на рынке занимает производство детской обуви. Тут важно понимать один существенный нюанс. По статистике в среднем взрослый человек покупает себе 3-4 различных пары обуви за год. Детям же требуется менять обувь чаще, потому что у них нога ещё растёт. А купить обувь на вырост, как одежду, не получится — она должна быть как раз.
Впрочем, и требования к производству детской обуви более жёсткие. Например, внутренняя подкладка должна содержать минимум 80% натурального материала (хлопок, шерсть, кожа). Сырьё, которое используется при производстве, необходимо тщательно проверять на возможное наличие токсичных веществ. Они допускаются, но в мизерных количествах — не более 0,001% от объёма используемого сырья.
Производителю нужно также подстраиваться под налоговые требования и закладывать грядущие расходы в цену товара. Для детской обуви ставка НДС ниже и составляет 10%, тогда как для взрослой — 20%. Это напрямую влияет на конечную стоимость, хотя сегодня детская обувь не сильно уступает в цене.
Популярный бренд детской обуви «Котофей» по итогам 2023 года добился оборота в 5 млрд рублей. Компания имеет 29 собственных магазинов, плюс ещё более 200 работают по франшизе. Почти половина оборота приходится на розничные продажи, а доля реализации продукции через маркетплейсы растёт из года в год.
А зимой компания задействует ещё один неожиданный канал сбыта — АЗС. На заправки с наступлением холодов поставляются валенки, спрос на которые поразительно высок и не уступает другим типично зимним автомобильным товарам вроде незамерзайки. Правда, тут стоить отметить, что они отличаются красивым дизайном и удобной прорезиненной подошвой.
Наряду с массовым сегментом продаж на рынке обуви существуют и более узкие. Например, компания «ОптСнаб» производит обувь на заказ по индивидуальным меркам. В месяц выпускается всего 40-50 пар, но каждая — уникальная. Стоимость тоже отличается прилично. Так, ботинки из кожи страуса или питона обойдутся примерно в 90 тысяч рублей, из акулы (непромокаемый вариант) — в 120 тысяч, а из кожи крокодила — в целых 700 тысяч.
Люди, которые могут позволить себе такую обувь, с куда большим интересом делают персональный заказ, потому что выбор на столь узкий ассортимент в брендовых магазинах обычно очень невелик. И в нынешней санкционной реальности этот премиум-сегмент даже растёт и развивается. В то время как производители бюджетной обуви с трудом конкурируют с импортом и пытаются бороться с засильем контрафакта. И тут пора бы задуматься о мерах поддержки.
— Мы уже вносили предложения по запрету экспорта кожи из России, по различным социальным взносам, налогообложению, — рассказывает президент ТПП РФ Сергей Катырин. — Сейчас нужно создавать условия для инвесторов, которые могли бы вкладываться в эту отрасль. Для этого в том числе сейчас разрабатывается РегИнвестСтандарт, над которым мы работаем совместно с Минэкономразвития и регионами.
В числе обсуждаемых сегодня мер поддержки — снижение страховых взносов для предприятий лёгкой промышленности, субсидирование кредитов и поддержка кожевенных заводов с точки зрения обеспечения доступным и качественным сырьём. Всё это могло бы помочь снизить себестоимость и конечную цену для потребителя, а также привлечь в отрасль кадры. В перспективе это увеличило бы спрос на обувь и повысило бы конкурентоспособность отечественного производителя.