Posted 19 ноября, 05:10
Published 19 ноября, 05:10
Modified 19 ноября, 05:10
Updated 19 ноября, 05:10
Волгоград, как известно, город рекордов и урбанистических экспериментов. Здесь любят все «самое-самое»: от самых больших памятников и сооружений до самой мощной ГЭС Европы. Поэтому нет ничего удивительного, что именно в Волгограде появился самый первый подземный трамвай в стране.
Для местных линия СТ — простая данность. А вот для гостей «рогатый» транспорт под землей — диковинка и аттракцион, на котором обязательно нужно прокатиться. Туристов можно понять, ведь нигде в России такого метро больше не встретишь. А на постсоветском пространстве аналогичная система действует разве что в украинском Кривом-Роге.
Как же так вышло, что городу-герою достался именно метротрам? Давайте разбираться.
Волгоград не столько большой, сколько длинный. Он растянулся вдоль берега Волги почти на 100 километров. В градостроительстве такой тип городов называют линейным, и Волгоград один из немногих его представителей. В населенных пунктах таких масштабов транспортная система играет особенно важную роль, ведь путь из одного конца города в другой занимает немало времени.
Из-за растущего населения уже к концу 1960-х в Волгограде встала транспортная проблема. Наземный общественный транспорт попросту не справлялся: дорога занимала уйму времени.
Метро могло стать прекрасным решением, но в те годы оно полагалось только городам с миллионным населением. Волгоград к их числу не относился.
В результате в недрах института «Гидрокоммундортранс» и Академии коммунального хозяйства им. Панфилова зародилась идея метротрама. Подземный трамвай решал все те же задачи, при этом ограничений на его строительство не было. А в случае необходимости уже созданную систему можно было приспособить под полноценное метро.
Возведение скоростной линии стартовало в 1970-м году. Сначала возвели наземный участок. К строительству станций под землей приступили в 1976-м году. При производстве земляных работ рабочие неоднократно натыкались на неразорвавшиеся снаряды и мины времен Сталинградской битвы, что несколько затягивало строительство. Впрочем, уже в ноябре 1984 года движение на всей линии торжественно открыли.
В рамках первой очереди были построены две подземные станции («Площадь Ленина» и «Комсомольская») и одна эстакадная — «Пионерская». Таким образом в советское время линия подземная часть скоростного трамвая заканчивалась на станции «Пионерская», а вся линия на следующей станции «Площадь Чекистов» в пойме реки Царица.
В 2011 году трамвай протянули в южном направлении еще на три станции — «Профсоюзная», «ТЮЗ» и «Ельшанка». Так волгоградский метротрам оформился в своих нынешних границах.
Сегодня линия скоростного трамвая достигает в длину 17,3 км, из которых 7 км проходит под землей. Она соединяет пять из восьми районов города. На ее протяжении 22 станции: 16 наземных, пять подземных и одна эстакадная.
Хотя ветка всего одна, трамваи курсируют по двум маршрутам: до конечной «Ельшанки» (СТ-2) и до «Площади Чекистов» (СТ) в пойме реки Царицы.
Скоростной трамвай отделен от основной проезжей части, не стоит в пробках и на светофорах, благодаря чему всецело оправдывает свое название. Весь путь от конечной до конечной занимает около 40 минут, в то время как автобус то же расстояние проходит за час. А подземную часть линии от Ельшанки до ТРЦ «ЕвропаСитиМолл» трамвай вообще преодолевает в 2 раза быстрее наземного транспорта.
Станции имеют свои конструктивные особенности. Подразумевалось, что ходить на линии будут обычные трамваи, у которых двери только с правой стороны. Поэтому конструкторы разработали хитрую схему движения: на въезде в подземную часть и на выезде из нее тоннели перекрещиваются. Таким образом, платформа всегда оказывалась с нужной стороны от трамвая.
На новых станциях такую схему уже не закладывали, так как на линию пустили вагоны с дверьми по обеим сторонам вагонов.
Внешне подземные станции СТ практически неотличимы от метро. Лишь небольшие детали выдают в них метротрам. Например, контактная сеть. Действительно, в каком еще метро можно увидеть навесные провода?
Но и здесь есть свои особенности. Контакты расположены сильно ниже, чем на улице. Поэтому при въезде под землю пантографы трамваев складываются, чтобы поместиться в тоннель. Он все-таки построен по стандартам метрополитена.
Еще одна деталь, которая бросается в глаза — небольшая длинна станций. Вдоль платформы уместится разве что четыре стандартных вагона трамвая или метро. Но на самом деле старые станции гораздо длиннее. Продолжение платформ на «Площади Ленина» и «Комсомольской» спрятано за торцевыми стенами. Их настоящая длина — 102 метра.
Станции строили с запасом специально, чтобы при необходимости систему СТ приспособить под метро. Впрочем, от этой идеи уже отказались. Сейчас метротрам — самостоятельный вид транспорта и одна из достопримечательностей Волгограда.
Станция «Площадь Ленина» первая из подземных встречает пассажиров при движении в сторону центра города. Все станции волгоградского метротрама мелкого заложения. Поэтому от поверхности земли «Площадь Ленина» отделяют каких-то семь метров.
Длина посадочной платформы здесь 65 метров, не считая сокрытой за фальшстеной части. Станция относится к числу крупнейших однопролетных подземных сооружений в России.
Убранство аскетичное, что, впрочем, свойственно почти всем позднесоветским сооружениям. Полы и стены выложены красным гранитом и белым мрамором, а над головами пассажиров красуется белоснежный свод с геометрическим узором.
Дополняет архитектурное решение цветной витраж из литого стекла — «Салют Победы» художников Г. Тищенко и А. Пронина. Он расположен на южной торцевой стене.
Со станции можно выйти на одноименную площадь, за которой находится знаменитый Дом Павлова и музей-панорама «Сталинградская битва». А встречает пассажиров 18-метровая бронзовая скульптура Владимира Ильича, установленная на площади еще в 1960-м году.
За «Площадью Ленина» следует станция «Комсомольская». Попасть на нее можно спустившись по лестнице и эскалатору на глубину 10 метров.
Подземным дворцом на московский лад «Комсомольскую» не назовешь. Архитектурно станция повторяет предыдущую. Помещение отделано белым мрамором, которые не так давно очистили от многолетней копоти. Вдоль платформы рядами установлены 20 мраморных колонн.
На путевых стенах находятся декоративные барельефы из латуни с изображение знамен и атрибутов рабочих профессий. Торцевую же стену украшает масштабный горельеф, изображающий пару комсомольцев с факелом над головами.
Со станции можно выйти к зданию Центрального банка на проспекте Ленина и к улице Комсомольской. Отсюда меньше километра до Аллеи Героев, вокзала «Волгоград-1» и Центральной набережной.
Чтобы попасть на «Пионерскую» придется спуститься на несколько метров под землю, при этом назвать станцию подземной нельзя. Такой тип конструкции называется эстакадным. Трамвайная линия расположена над поймой реки Царицы, впритык к Астраханскому мосту.
Станция очень светлая, так как почти всю ее площадь занимают панорамные окна. Отсюда открывается неплохой вид на город и пойму, парк «Раздолье» и пролеты Астраханского моста. С недавнего времени стены украшают ретро-фотографии города.
В нескольких минутах ходьбы от станции расположены ТЦ «Пирамида», Центральная набережная, скверы Строителей и Пушкина.
Станцию «Профсоюзную» открыли в 2011 году в рамках второй очереди строительства метротрама. На данный момент, это самая глубокая станция СТ. Она уходит под землю на 14 метров. Для сравнения, это в два раза ниже, чем глубина заложения «Площади Ленина».
В убранстве станции чувствуется историческая преемственность. Вестибюль и платформы отделаны теми же материалами (мрамор и гранит) и выдержаны в той же цветовой гамме, что и советские станции. Архитектурную композицию «Профсоюзной» формируют два ряда мраморных колонн, антресоли, в которых находятся служебные помещения, и ромбовидные люстры.
От станции за считанные минуты можно добраться до кинотеатра «Киномакс», ТРК «Ворошиловский», сквера Саши Филиппова и Казачьего театра, а также выйти на улицу Рабоче-Крестьянскую, вдоль которой расположены культурные учреждения, скверы и памятники архитектуры.
Станция «ТЮЗ» была открыта в 2011 году. Архитектурно она перекликается с композицией станции «Площади Ленина». Над головами пассажиров — белоснежный свод, стены отделаны белым мрамором, пол — красной и серой гранитной плиткой.
Станция расположена у стен Театра юного зрителя. Поэтому в убранство привнесли элементы, которые стилистически перекликаются с локацией. Например, в названии станции использован художественный шрифт, а настенные плиты вырезаны в форме кулис. Стены и потолок украшают лампы и гигантские люстры с причудливыми металлическими плафонами.
Рядом со станцией расположен уже упомянутый ТЮЗ, парк Сказка и знаменитый элеватор — символ Сталинградской битвы.
Станция «Ельшанка» в настоящее время является конечной скоростного трамвая. Проект ее создания был разработан еще в 1989 году, но реализован только в 2011.
Глубина заложения «Ельшанки» совсем небольшая — всего 5-метров, что делает ее самой мелкой среди «подземок». Внешне она также существенно отличается от остальных станций.
Ее подземная часть оборудована платформами так называемого берегового типа. Это означает, что трамвайные пути разделяет колоннада, декорированная арками. Пассажиры, следующие из центра города, высаживаются с правой стороны, остальные — с левой.
Станция отделана белым мрамором без каких-либо архитектурных излишеств. Стены украшают круглые окна и выпуклые арочные элементы.
Хотя волгоградскому метротраму далеко до звания «подземного дворца», прокатиться на нем непременно стоит. Это уникальный для России симбиоз трамвая и метро, который удивляет и скоростью движения, и техническим устройством, и историей строительства. Ну, и не стоит забывать, что метротрам — еще и удобный вид транспорта, который быстро довезет вас до всех главных достопримечательностей Волгограда.
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Регион открытий-2024».