В Волгоградской области конфликт с цыганами вылился в драки и нападение на ДПС

Табор выше закона: Иловля и Коркино в эпицентре противостояния с цыганами

3 ноября, 08:30
Убийство таксистки в Коркино представителем цыганской общины спровоцировало массовые волнения — народные сходы, погромы и поджоги. Этот резонанс подчеркивает масштаб проблемы, схожей с конфликтами в Волгоградской области, где противостояние с цыганами вылилось в драки, угрозы и нападение на полицию.

Мог ли челябинский ураганный сценарий взорвать тихий уклад Иловли, и если да, почему этого не произошло? Только ли потому, что в Иловле обошлось без жертв?

Для ответов на все вопросы мы отправились на место событий.

Два схода — одна проблема

Иловля — небольшой рабочий поселок в Волгоградской области, где напряженные отношения с цыганской общиной проявились в форме угроз и столкновений.

В августе этого года многодетная семья волонтера СВО и работника МЧС Михаила Зазулина стала жертвой нападения. Представители цыганской общины угрожали мужчине и его семье расправой, обещая не пощадить ни детей, ни беременную супругу.

Когда он обратился в полицию, ситуация лишь усугубилась: приехавшие правоохранители также подверглись нападению. Лишь после резонанса и народного схода, едва не приведшего к погромам, цыгане заявили, что извинятся и постараются уладить конфликт.

Ситуация в Челябинске в конце октября вызвала еще больший резонанс не только из-за жестокости, но и из-за общественной реакции. В Коркино народные сходы и массовые протесты против безнаказанности закончились погромом и задержанием более 40 человек.

В Иловле жители также попытались привлечь внимание властей, собравшись на сход с требованием решить проблему. Но пар жители райцентра под Волгоградом выпускали куда более мирно, чем челябинцы, — крепкими словами, но без материального ущерба.

В Иловле жители попытались привлечь внимание властей и собрались на сход
novostivolgograda.ru
В Иловле жители попытались привлечь внимание властей и собрались на сход
novostivolgograda.ru
В Иловле жители попытались привлечь внимание властей и собрались на сход
novostivolgograda.ru

Однако выступления местных жителей получились эмоциональными.

«Бытовой спор» со страхом за жизнь

В итоге жители поселка Иловля под Волгоградом собрались на народный сход, требуя от властей решительных мер в отношении цыганской общины после угроз в адрес многодетной семьи и нападения на полицейских. Глава района Иван Гель, однако, назвал инцидент «бытовым спором», что вызвало у людей еще больше возмущения и недоверия к властям.

«Мы тут без защиты, дети боятся выйти на улицу, — с отчаянием говорила местная жительница на сходе. — Какой это бытовой спор, если угрозы идут повсеместно? Я лично слышала, как один из них сказал: „Придут украинцы, и вам будет плохо!“ Почему мы должны терпеть такие угрозы на нашей земле?».

Слова женщины вызвали одобрительные возгласы собравшихся, которые также утверждают, что проблема давно вышла за рамки личных конфликтов.

«Когда к нам ломились в дом, выбивали калитку и бросали кирпичи, я вызвал полицию, а цыгане и на них бросились!» — говорит Михаил Зазулин, в чей дом ворвались местные представители цыганской общины.

«Это что, просто ссора между соседями? Мне и моей семье угрожали расправой — я должен обороняться, как могу, потому что никто нас не защитит», — вопрошает другая участница схода.

Глава района Иван Гель назвал инцидент бытовым спором
novostivolgograda.ru
Глава района Иван Гель назвал инцидент бытовым спором
novostivolgograda.ru
Глава района Иван Гель назвал инцидент бытовым спором
novostivolgograda.ru

Тем временем глава района, присутствовавший на собрании, постарался сгладить ситуацию.

«Мы здесь обсуждаем бытовой конфликт между соседями, и обстановка спокойная», — отмечал Гель в комментарии в сообществах района в соцсетях, что вызвало резкую реакцию местных.

«Если это бытовой спор, тогда почему мы боимся за своих детей?» — риторически спрашивал один из собравшихся.

Другие участники собрания высказались о том, что потеряли доверие к местной власти и силовикам.

«Пока наш глава уверяет, что тут спокойно, каждый из нас боится за свою жизнь, — говорит местная жительница Елена Ковалева. - Беспредел зашкаливает, а на защиту нас никто не встает. Кто поставит на место таких „соседей“? Чего нам остается ждать?».

Таким образом, ситуация в Иловле накалялась до предела, а жители до сих пор требуют, чтобы власть заняла четкую позицию.

Цыганская свадьба гуляет, закон отдыхает

Хотя в обеих ситуациях правоохранительные и административные органы были вовлечены, реакции властей оказались разными. В Челябинске после массовых беспорядков губернатор Алексей Текслер вынужден был лично вмешаться в конфликт, пообещав провести проверки среди представителей цыганской общины и привлечь к ответственности всех виновных.

В Иловле власти ограничились разговором с людьми и созданием координационного совета по национальной политике при главе Иловлинского муниципального района Волгоградской области.

В него помимо чиновников вошли начальник местного райотдела МВД, а также представители армянской, турецко-месхетинской, чеченской и цыганской диаспор. Причем цыган представляют сразу трое участников совета — главы цыганских семей.

На последнем заседании совета — судя по отчету в соцсетях их состоялось всего три, чиновники отчитались о контроле за посещаемостью школ цыганскими детьми и подростками. Все 88 цыганских детей школьного возраста ходят в образовательные учреждения, а их родители посещают родительские собрания.

Тем не менее есть проблема с участием «цыганят» в школьных кружках, которые они игнорируют. Поэтому для интеграции юных цыган в среду сверстников предстоит сделать дополнительные усилия.

Казалось бы, в райцентре Волгоградской области дело удалось решить мирно, но многие жители до сих пор ощущают опасность со стороны цыган и непонимание позиции властей, так как серьезных мер принято не было, а рецидивы с вызывающим поведением цыган не прекращаются.

Спустя два месяца другие цыгане, гуляя свадьбу, устроили пьяные покатушки и набросились на остановивших их сотрудников ГАИ. В итоге сразу двое членов табора, избивших инспектора ДПС за то, что тот остановил их машину, 14 октября оказались в изоляторе, где пробудут до 10 декабря.

Откуда хоромы?

Жители Иловли высказываются о происходящем с крайней озабоченностью. Приехав в поселок, мы убедились, что в крайности иловлинцы не кидаются, но и описать их состояние как «на чиле», тоже нельзя.

Александр Авдеев, житель Иловли, соседствует с цыганскими семьями.

— Живу рядом с тремя братьями-цыганами — Петькой, Мишкой и Лёшкой. Лично с ними у меня конфликтов не было, хотя по рассказам знаю, что народ у них шумный, особенно когда праздники у них. Вот когда Лёшка женился, свадьба так громко шла, что по всей улице слышно было. Были и конфликты — слышал, как у Мишки тогда произошла драка на свадьбе, так к ним и полиция приезжала. Сам стараюсь с ними не связываться, так спокойнее. Если приглашают, думаю дважды, прежде чем идти.

— Дома у них богатые, видно, что не на обычные зарплаты построены. Говорят, на вахты ездят, зарабатывают. Но как себя ведут? В магазинах дети хватают всё подряд, а взрослые только смотрят. Да и на улицах ощущение такое, будто они хозяева жизни здесь. Не знаю чего им спокойно не живётся рядом, так что люди в целом на сходе правильно возмущались. Если бы они законы уважали, то и отношение к ним было бы другим, — рассказал другой житель улицы Железнодорожной Николай.

— По мне, надо у них порядок навести, особенно если такие беспредельные истории повторяются. Я на сходе не была, но слышала, как соседи говорили, что после того нападения на дом и драки с полицейскими народ собрался как один. Люди устали жить в страхе, им никто не объясняет, как можно с такими соседями сосуществовать. Если так будут продолжать себя вести, может, выселять их надо, как говорится, по закону — пусть уважают наши порядки, раз живут в России, — поделилась мнением местная пенсионерка Татьяна Ильинична.

Дома у цыган богатые и не на обычные зарплаты построены
novostivolgograda.ru
Дома у цыган богатые и не на обычные зарплаты построены
novostivolgograda.ru
Дома у цыган богатые и не на обычные зарплаты построены
novostivolgograda.ru
Дома у цыган богатые и не на обычные зарплаты построены
novostivolgograda.ru

Тем временем, глава Иловлинского района Иван Гель заверяет, что ситуация находится под контролем. Однако местные жители просят, чтобы меры были жестче, ведь речь идет о безопасности их семей.

Один из жителей в соцсетях пишет: «Если власти решат простить и забыть про этот случай, народ это проглотит?».

Похожий ропот доносится и в социальных сетях Челябинска, где жители Коркино также требуют жесткого ответа от властей.

Проблема жизни по законам табора и недостаточной интеграции в общество цыганской общины — это не только конфликт на бытовой почве. Это столкновение культур, которые веками жили обособленно, не вписываясь в правила окружающего общества.

В России уже не раз возникали подобные ситуации, и каждый раз возникает один и тот же вопрос: «Как сделать так, чтобы интересы всех сторон были учтены?»

Жесткий ответ на цыганский вопрос

В последние дни обсуждение мер контроля цыганской общины в России свелись к двум позициям: терпеть традиционный уклад или вводить жесткие карательные меры. Но есть и третий подход, предлагающий конкретные меры для большей прозрачности и законности.

Среди ключевых предложений — обязательная биометрия и сверка документов. Это снизит вероятность возникновения многократных «личностей» и фальшивых паспортов, что повысит уровень контроля и законности за цыганами.

Также предлагается тщательно проверять основания для назначения пенсий и социальных льгот, что может сократить бюджетные траты и выявить возможные схемы мошенничества.

Не секрет, что некоторые цыгане пользуются закрытостью своего сообщества и всячески мухлюют с документами, получая пенсии и пособия за умерших людей, а правоохранителям за мелкие преступления подставляют чаще всего несовершеннолетних, с которых меньший спрос.

Ключевой проблемой называют и ранние браки и рождение детей, что приравнивается к педофилии. Возможное лишение родительских прав в случае уклонения от обязанностей могут помочь в борьбе с этим явлением.

Последний аспект — строгий контроль за объектами строительства частных домовладений. Проверка на соответствие стандартам и нормам сократит количество незаконных построек.

Например, военкор Дмитрий Стешин считает, что необходимо «включить режим нулевой толерантности к самобытным сообществам, которые пользуются системой социальных гарантий, но не соблюдают закон». Он призывает к проверке законности получения гражданства, к сверке документов и к жестким мерам при нарушении закона.

Местные власти зачастую предпочитают избегать резких шагов, опасаясь обвинений в нарушении прав меньшинств, но такие полумеры лишь увеличивают напряжение среди коренных жителей.

Военный эксперт из Волгограда Антон Щепетнов в отношении цыган более категоричен.

— Первое, это выявить источники нелегального дохода и их купировать. Второе, заставить всех работать. Третье, посадить особо рьяных. Под особо рьяными я имею в виду этих баронов, которые фактически уже являются главами ОПГ и которые берут на себя властные функции, властные полномочия, в том числе и силовые. Вот этих стоит пересажать в первую очередь. Вот такой рецепт. И сразу все наладится.

Пока по итогам первого конфликта в Иловле один из цыган — зачинщик нападения на полицейских действительно получил два года колонии-поселения из пяти возможных, но жители Иловли уже успели назвать приговор мягким.

В соцсетях прозвучало ироничное предложение — создание фонда «Билет в Румынию» для тех, кто добровольно хочет покинуть Россию. Хотя оно звучит шутливо, сторонники верят, что это может дать выход тем, кто не видит себя частью российского правового поля.

Исторический контекст: цыгане в Нижнем Поволжье

Куда цыганам идти — на какие буквы и в каком направлении от разгоряченных челябинцев и иловлинцев звучало неоднократно. А вот откуда они пришли?

Цыгане начали прибывать в Нижнее Поволжье в XVII веке, когда миграция в эти края достигла значительных масштабов. Крупные перевалочные пункты и торговые рынки региона привлекали цыганские семьи, которые останавливались здесь с ремесленными изделиями и товарами. В то время они кочевали, располагаясь временно в устьях Хопра и Волги.

Переломным моментом для цыганской общины стала отмена крепостного права в 1861 году.

С того времени часть цыган начала оседать, особенно в районах с промышленными возможностями и рабочими местами. Так, в начале XX века в Иловле и близлежащих районах появились компактные поселения, где цыгане смогли развивать свои традиционные ремесла.

Впоследствии многие семьи поселились в районах Максимовского разъезда и Дар-горы в Волгограде, где их потомки живут до сих пор.

Численность цыганской общины в области по данным последней переписи составила 8 216 человек, но в интервью глава местной ассоциации упоминал число около 30 тысяч, что более соответствует реальности.

Более точные цифры — число цыган проживающих в Иловле — мы запросили у местных районных властей, но пока ответ не получили.

Иловля и Коркино: горизонты развития событий для табора

Челябинская область решила действовать — на фоне протеста жители получили обещание проверить каждую жалобу и наказать виновных.

В Волгоградской области пока только создали совет по национальной политике, а главы местных цыганских семей публично извинились, пообещав строго следить за поведением молодежи. Попутно пожертвовав 100 тыс рублей на нужды СВО.

Однако для многих местных это выглядит не более чем пиар-акцией, которая не решает главного вопроса — безопасности.

Ситуация в Иловле и Челябинске подчеркивает необходимость четкой политики
novostivolgograda.ru

Редакция издания «НовостиВолгограда.ру» отправила в администрацию Иловлинского района официальный запрос с просьбой пояснить, кто из чиновников несет персональную ответственность за регулярные конфликты между представителями цыганской общины с местными жителями, какие решения в этом контексте приняты и что делается для недопущения подобных ситуаций впредь.

Ситуация в Иловле и Челябинске подчеркивает необходимость четкой политики, которая не только поддерживает мир и порядок, но и способствует интеграции яркой цыганской народности в социум.

Жители Иловли, с которыми беседовали наши корреспонденты, считают, что власти обязаны защитить интересы граждан, независимо от их национальности. Пока же, как говорят местные, «дискуссий много, у нас власти только обещают, а безопасность по-прежнему остается вопросом».

Конфликты в Иловле и Челябинске — это пример того, как национальные и культурные различия могут перерасти в проблему для всего общества, если государство не реагирует должным образом.

— Важно вести воспитательную работу в обществе и вводить превентивные меры. Именно в этом залог успеха для достижения цели — уменьшения количества правонарушений и преступлений. Необходимо проводить постоянный анализ причин нарушения закона, а также закладывать в обществе ориентиры на высокие моральные ценности, — дала свою оценку ситуации руководитель юридической компании, юрист Ирина Юрченко.
юрист Ирина Юрченко
novostivolgograda.ru

Необходимо не только бороться с конкретными нарушениями закона, но и создавать условия, при которых подобные ситуации не повторяются.

Иловля и Коркино — два города, которые ждут от властей решительных действий, чтобы такие конфликты остались в прошлом, а не стали частью нашего общего будущего, не расползлись и не перекочевали на другие регионы необъятной многонациональной страны.

#Общество #Происшествия #Эксклюзив #Виталий Кошелев #Новости #Волгоград #Волгоградская область #Иловля #Полиция #Безопасность #Чиновники #Пенсии #Власти #Цыгане #Легализация #Конфликты #Противостояние #Традиции
Подпишитесь