Posted 3 ноября, 05:30

Published 3 ноября, 05:30

Modified 6 ноября, 22:33

Updated 6 ноября, 22:33

В Волгоградской области конфликт с цыганами вылился в драки и нападение на ДПС

Табор выше закона: Иловля и Коркино в эпицентре противостояния с цыганами

3 ноября 2024, 05:30
Фото: Изображение Midjourney. В Волгоградской области конфликт с цыганами вылился в драки и нападение на ДПС
Убийство таксистки в Коркино представителем цыганской общины спровоцировало массовые волнения — народные сходы, погромы и поджоги. Этот резонанс подчеркивает масштаб проблемы, схожей с конфликтами в Волгоградской области, где противостояние с цыганами вылилось в драки, угрозы и нападение на полицию.

Мог ли челябинский ураганный сценарий взорвать тихий уклад Иловли, и если да, почему этого не произошло? Только ли потому, что в Иловле обошлось без жертв?

Для ответов на все вопросы мы отправились на место событий.

Два схода — одна проблема

Иловля — небольшой рабочий поселок в Волгоградской области, где напряженные отношения с цыганской общиной проявились в форме угроз и столкновений.

В августе этого года многодетная семья волонтера СВО и работника МЧС Михаила Зазулина стала жертвой нападения. Представители цыганской общины угрожали мужчине и его семье расправой, обещая не пощадить ни детей, ни беременную супругу.

Когда он обратился в полицию, ситуация лишь усугубилась: приехавшие правоохранители также подверглись нападению. Лишь после резонанса и народного схода, едва не приведшего к погромам, цыгане заявили, что извинятся и постараются уладить конфликт.

Ситуация в Челябинске в конце октября вызвала еще больший резонанс не только из-за жестокости, но и из-за общественной реакции. В Коркино народные сходы и массовые протесты против безнаказанности закончились погромом и задержанием более 40 человек.

В Иловле жители также попытались привлечь внимание властей, собравшись на сход с требованием решить проблему. Но пар жители райцентра под Волгоградом выпускали куда более мирно, чем челябинцы, — крепкими словами, но без материального ущерба.

Однако выступления местных жителей получились эмоциональными.

«Бытовой спор» со страхом за жизнь

В итоге жители поселка Иловля под Волгоградом собрались на народный сход, требуя от властей решительных мер в отношении цыганской общины после угроз в адрес многодетной семьи и нападения на полицейских. Глава района Иван Гель, однако, назвал инцидент «бытовым спором», что вызвало у людей еще больше возмущения и недоверия к властям.

«Мы тут без защиты, дети боятся выйти на улицу, — с отчаянием говорила местная жительница на сходе. — Какой это бытовой спор, если угрозы идут повсеместно? Я лично слышала, как один из них сказал: „Придут украинцы, и вам будет плохо!“ Почему мы должны терпеть такие угрозы на нашей земле?».

Слова женщины вызвали одобрительные возгласы собравшихся, которые также утверждают, что проблема давно вышла за рамки личных конфликтов.

«Когда к нам ломились в дом, выбивали калитку и бросали кирпичи, я вызвал полицию, а цыгане и на них бросились!» — говорит Михаил Зазулин, в чей дом ворвались местные представители цыганской общины.

«Это что, просто ссора между соседями? Мне и моей семье угрожали расправой — я должен обороняться, как могу, потому что никто нас не защитит», — вопрошает другая участница схода.

Тем временем глава района, присутствовавший на собрании, постарался сгладить ситуацию.

«Мы здесь обсуждаем бытовой конфликт между соседями, и обстановка спокойная», — отмечал Гель в комментарии в сообществах района в соцсетях, что вызвало резкую реакцию местных.

«Если это бытовой спор, тогда почему мы боимся за своих детей?» — риторически спрашивал один из собравшихся.

Другие участники собрания высказались о том, что потеряли доверие к местной власти и силовикам.

«Пока наш глава уверяет, что тут спокойно, каждый из нас боится за свою жизнь, — говорит местная жительница Елена Ковалева. - Беспредел зашкаливает, а на защиту нас никто не встает. Кто поставит на место таких „соседей“? Чего нам остается ждать?».

Таким образом, ситуация в Иловле накалялась до предела, а жители до сих пор требуют, чтобы власть заняла четкую позицию.

Цыганская свадьба гуляет, закон отдыхает

Хотя в обеих ситуациях правоохранительные и административные органы были вовлечены, реакции властей оказались разными. В Челябинске после массовых беспорядков губернатор Алексей Текслер вынужден был лично вмешаться в конфликт, пообещав провести проверки среди представителей цыганской общины и привлечь к ответственности всех виновных.

В Иловле власти ограничились разговором с людьми и созданием координационного совета по национальной политике при главе Иловлинского муниципального района Волгоградской области.

В него помимо чиновников вошли начальник местного райотдела МВД, а также представители армянской, турецко-месхетинской, чеченской и цыганской диаспор. Причем цыган представляют сразу трое участников совета — главы цыганских семей.

На последнем заседании совета — судя по отчету в соцсетях их состоялось всего три, чиновники отчитались о контроле за посещаемостью школ цыганскими детьми и подростками. Все 88 цыганских детей школьного возраста ходят в образовательные учреждения, а их родители посещают родительские собрания.

Тем не менее есть проблема с участием «цыганят» в школьных кружках, которые они игнорируют. Поэтому для интеграции юных цыган в среду сверстников предстоит сделать дополнительные усилия.

Казалось бы, в райцентре Волгоградской области дело удалось решить мирно, но многие жители до сих пор ощущают опасность со стороны цыган и непонимание позиции властей, так как серьезных мер принято не было, а рецидивы с вызывающим поведением цыган не прекращаются.

Спустя два месяца другие цыгане, гуляя свадьбу, устроили пьяные покатушки и набросились на остановивших их сотрудников ГАИ. В итоге сразу двое членов табора, избивших инспектора ДПС за то, что тот остановил их машину, 14 октября оказались в изоляторе, где пробудут до 10 декабря.

Откуда хоромы?

Жители Иловли высказываются о происходящем с крайней озабоченностью. Приехав в поселок, мы убедились, что в крайности иловлинцы не кидаются, но и описать их состояние как «на чиле», тоже нельзя.

Александр Авдеев, житель Иловли, соседствует с цыганскими семьями.

— Живу рядом с тремя братьями-цыганами — Петькой, Мишкой и Лёшкой. Лично с ними у меня конфликтов не было, хотя по рассказам знаю, что народ у них шумный, особенно когда праздники у них. Вот когда Лёшка женился, свадьба так громко шла, что по всей улице слышно было. Были и конфликты — слышал, как у Мишки тогда произошла драка на свадьбе, так к ним и полиция приезжала. Сам стараюсь с ними не связываться, так спокойнее. Если приглашают, думаю дважды, прежде чем идти.

— Дома у них богатые, видно, что не на обычные зарплаты построены. Говорят, на вахты ездят, зарабатывают. Но как себя ведут? В магазинах дети хватают всё подряд, а взрослые только смотрят. Да и на улицах ощущение такое, будто они хозяева жизни здесь. Не знаю чего им спокойно не живётся рядом, так что люди в целом на сходе правильно возмущались. Если бы они законы уважали, то и отношение к ним было бы другим, — рассказал другой житель улицы Железнодорожной Николай.

— По мне, надо у них порядок навести, особенно если такие беспредельные истории повторяются. Я на сходе не была, но слышала, как соседи говорили, что после того нападения на дом и драки с полицейскими народ собрался как один. Люди устали жить в страхе, им никто не объясняет, как можно с такими соседями сосуществовать. Если так будут продолжать себя вести, может, выселять их надо, как говорится, по закону — пусть уважают наши порядки, раз живут в России, — поделилась мнением местная пенсионерка Татьяна Ильинична.

Тем временем, глава Иловлинского района Иван Гель заверяет, что ситуация находится под контролем. Однако местные жители просят, чтобы меры были жестче, ведь речь идет о безопасности их семей.

Один из жителей в соцсетях пишет: «Если власти решат простить и забыть про этот случай, народ это проглотит?».

Похожий ропот доносится и в социальных сетях Челябинска, где жители Коркино также требуют жесткого ответа от властей.

Проблема жизни по законам табора и недостаточной интеграции в общество цыганской общины — это не только конфликт на бытовой почве. Это столкновение культур, которые веками жили обособленно, не вписываясь в правила окружающего общества.

В России уже не раз возникали подобные ситуации, и каждый раз возникает один и тот же вопрос: «Как сделать так, чтобы интересы всех сторон были учтены?»

Жесткий ответ на цыганский вопрос

В последние дни обсуждение мер контроля цыганской общины в России свелись к двум позициям: терпеть традиционный уклад или вводить жесткие карательные меры. Но есть и третий подход, предлагающий конкретные меры для большей прозрачности и законности.

Среди ключевых предложений — обязательная биометрия и сверка документов. Это снизит вероятность возникновения многократных «личностей» и фальшивых паспортов, что повысит уровень контроля и законности за цыганами.

Также предлагается тщательно проверять основания для назначения пенсий и социальных льгот, что может сократить бюджетные траты и выявить возможные схемы мошенничества.

Не секрет, что некоторые цыгане пользуются закрытостью своего сообщества и всячески мухлюют с документами, получая пенсии и пособия за умерших людей, а правоохранителям за мелкие преступления подставляют чаще всего несовершеннолетних, с которых меньший спрос.

Ключевой проблемой называют и ранние браки и рождение детей, что приравнивается к педофилии. Возможное лишение родительских прав в случае уклонения от обязанностей могут помочь в борьбе с этим явлением.

Последний аспект — строгий контроль за объектами строительства частных домовладений. Проверка на соответствие стандартам и нормам сократит количество незаконных построек.

Например, военкор Дмитрий Стешин считает, что необходимо «включить режим нулевой толерантности к самобытным сообществам, которые пользуются системой социальных гарантий, но не соблюдают закон». Он призывает к проверке законности получения гражданства, к сверке документов и к жестким мерам при нарушении закона.

Местные власти зачастую предпочитают избегать резких шагов, опасаясь обвинений в нарушении прав меньшинств, но такие полумеры лишь увеличивают напряжение среди коренных жителей.

Военный эксперт из Волгограда Антон Щепетнов в отношении цыган более категоричен.

— Первое, это выявить источники нелегального дохода и их купировать. Второе, заставить всех работать. Третье, посадить особо рьяных. Под особо рьяными я имею в виду этих баронов, которые фактически уже являются главами ОПГ и которые берут на себя властные функции, властные полномочия, в том числе и силовые. Вот этих стоит пересажать в первую очередь. Вот такой рецепт. И сразу все наладится.

Пока по итогам первого конфликта в Иловле один из цыган — зачинщик нападения на полицейских действительно получил два года колонии-поселения из пяти возможных, но жители Иловли уже успели назвать приговор мягким.

В соцсетях прозвучало ироничное предложение — создание фонда «Билет в Румынию» для тех, кто добровольно хочет покинуть Россию. Хотя оно звучит шутливо, сторонники верят, что это может дать выход тем, кто не видит себя частью российского правового поля.

Исторический контекст: цыгане в Нижнем Поволжье

Куда цыганам идти — на какие буквы и в каком направлении от разгоряченных челябинцев и иловлинцев звучало неоднократно. А вот откуда они пришли?

Цыгане начали прибывать в Нижнее Поволжье в XVII веке, когда миграция в эти края достигла значительных масштабов. Крупные перевалочные пункты и торговые рынки региона привлекали цыганские семьи, которые останавливались здесь с ремесленными изделиями и товарами. В то время они кочевали, располагаясь временно в устьях Хопра и Волги.

Переломным моментом для цыганской общины стала отмена крепостного права в 1861 году.

С того времени часть цыган начала оседать, особенно в районах с промышленными возможностями и рабочими местами. Так, в начале XX века в Иловле и близлежащих районах появились компактные поселения, где цыгане смогли развивать свои традиционные ремесла.

Впоследствии многие семьи поселились в районах Максимовского разъезда и Дар-горы в Волгограде, где их потомки живут до сих пор.

Численность цыганской общины в области по данным последней переписи составила 8 216 человек, но в интервью глава местной ассоциации упоминал число около 30 тысяч, что более соответствует реальности.

Более точные цифры — число цыган проживающих в Иловле — мы запросили у местных районных властей, но пока ответ не получили.

Иловля и Коркино: горизонты развития событий для табора

Челябинская область решила действовать — на фоне протеста жители получили обещание проверить каждую жалобу и наказать виновных.

В Волгоградской области пока только создали совет по национальной политике, а главы местных цыганских семей публично извинились, пообещав строго следить за поведением молодежи. Попутно пожертвовав 100 тыс рублей на нужды СВО.

Однако для многих местных это выглядит не более чем пиар-акцией, которая не решает главного вопроса — безопасности.

Редакция издания «НовостиВолгограда.ру» отправила в администрацию Иловлинского района официальный запрос с просьбой пояснить, кто из чиновников несет персональную ответственность за регулярные конфликты между представителями цыганской общины с местными жителями, какие решения в этом контексте приняты и что делается для недопущения подобных ситуаций впредь.

Ситуация в Иловле и Челябинске подчеркивает необходимость четкой политики, которая не только поддерживает мир и порядок, но и способствует интеграции яркой цыганской народности в социум.

Жители Иловли, с которыми беседовали наши корреспонденты, считают, что власти обязаны защитить интересы граждан, независимо от их национальности. Пока же, как говорят местные, «дискуссий много, у нас власти только обещают, а безопасность по-прежнему остается вопросом».

Конфликты в Иловле и Челябинске — это пример того, как национальные и культурные различия могут перерасти в проблему для всего общества, если государство не реагирует должным образом.

— Важно вести воспитательную работу в обществе и вводить превентивные меры. Именно в этом залог успеха для достижения цели — уменьшения количества правонарушений и преступлений. Необходимо проводить постоянный анализ причин нарушения закона, а также закладывать в обществе ориентиры на высокие моральные ценности, — дала свою оценку ситуации руководитель юридической компании, юрист Ирина Юрченко.

Необходимо не только бороться с конкретными нарушениями закона, но и создавать условия, при которых подобные ситуации не повторяются.

Иловля и Коркино — два города, которые ждут от властей решительных действий, чтобы такие конфликты остались в прошлом, а не стали частью нашего общего будущего, не расползлись и не перекочевали на другие регионы необъятной многонациональной страны.

Подпишитесь