54% южан в 2024 году столкнулись с телефонными мошенниками

2 ноября, 10:15
По данным опроса* ВТБ, в 2024 году 54% россиян сталкивались с телефонным или интернет-мошенничеством и смогли противостоять злоумышленникам, сохранив свои средства. Попались на уловки преступников 6% респондентов, 41% опрошенных рассказали, что не сталкивались с обманом по телефону или в Интернете.

Еще 4% участников опроса не смогли идентифицировать звонок как мошеннический, но отметили, что такие подозрения у них были.

Подавляющее большинство тех, кто общался с обманщиками, но не попался на их уловки (61%), не сообщали об этом в какие-либо официальные организации. Только треть (33%) поделились этим фактом с экспертами банка, а 7% обратились в полицию.

По данным опроса, большинство тех, кто столкнулся с мошенниками, и потерял при этом деньги, обращались в банк. Около половины обратившихся в различные инстанции смогли вернуть свои средства. Чаще всего те, кто пострадал от действий мошенников, изучали случаи мошенничества, чтобы быть внимательными с новыми приложениями и ссылками.

Почти 70% южан сообщили, что у них подключен один или несколько сервисов определителя номера и спам-защиты. 26% пренебрегают такой услугой, а 5% не в курсе, как ее подключить. В то, что такая защита поможет блокировать звонки мошенников, верят 22% респондентов, 60% считают, что это помогает лишь частично. 17% жителей ЮФО уверены, что в дополнение к защите от спама нужно проявлять бдительность — именно это поможет избежать обмана.

По данным ВТБ, в 85% случаев мошенники заставляют людей добровольно передать им деньги, используя социальную инженерию.

«Сейчас у аферистов особенно популярны две схемы: в первой они звонят через мессенджеры и под разными предлогами просят включить демонстрацию экрана, чтобы увидеть ваш пароль для входа в приложение и пришедшие смс с кодами. А во втором случае мошенники используют симбиоз ранее успешных схем: звонят якобы из Энергосбыта, или поликлиники, Почты России и отправляют код для входа в госуслуги, после просят его озвучить и скидывают звонок. Затем звонят уже от якобы Госуслуг, говорят, что вам звонили мошенники и они как-то получили доступ в ваш профиль, — а дальше клиент уже полностью доверяет им, называет все коды и переводит деньги на „безопасный счёт“. Будьте бдительны и не ведитесь на уловки аферистов», — отметил старший вице-президент банка ВТБ, руководитель департамента цифрового бизнеса Никита Чугунов.

В пресс-службе банка уточнили, что по итогам 9 месяцев было выявлено более 8,6 млн подозрительных операций. Удалось сохранить клиентам миллиарды рублей, которые мошенники пытались похитить.

* Опрос проведен ВТБ с 1 по 10 октября по репрезентативной выборке среди 1500 человек в возрасте от 18 до 65 лет в городах России с населением более 100 тысяч человек.

Подпишитесь