С 1 октября в России начал действовать утилизационный сбор на иномарки, которые ввозятся в нашу страну из-за рубежа. Первоначальная суть понятия утилизационного сбора была иной. Это был налог на старые машины с целью стимулирования к покупке более современных авто ради заботы об экологии. Теперь утильсбор нацелен на мотивацию зарубежных автобрендов открывать производство в России, тем самым освободившись от уплаты налога. И по факту никакого отношения к экологии он уже не имеет, это чисто экономическая история.
Утильсбор будет повышаться ежегодно до 2030 года. Он будет распространяться на все автомобили иностранного производства, ввезённые в Россию — неважно, дилером или обычным гражданином. На машину объёмом двигателя от 1 до 2 литров утильсбор составит 300 600 рублей. Но пока производители повышают цены осторожно, чтобы не вызывать отток клиентов. Эксперты считают, что полноценно ощутить масштабы бедствия можно будет после Нового года.
— По факту рост стоимости новых автомобилей, ввозимых из других стран, уже начался, — рассказывает руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта Альфа-Лизинга Анастасия Байбароша. — Но пока на фоне 2-3–миллионных ценников он почти незаметен — 50-100 тысяч рублей. Так например, Geely Monjaro подорожал на 50 000 рублей. В итоге в октябре прайс-листы изменились на +50…+80 тысяч рублей. И так будет происходить каждый месяц до конца 2024 года. Цены на автомобили нового производственного года с учётом повышенных ставок утильсбора мы увидим в начале 2025 года.
В схожем ключе высказался и гендиректор компании «БериАвто» Ислам Альсултанов. По его мнению, в первое время производители будут стараться сдерживать рост цен, чтобы не допустить резкого падения спроса. Однако в будущем стоимость автомобилей всё равно продолжит увеличиваться, так как индексация утилизационного сбора запланирована до 2030 года, а инвестировать в локализацию производства могут не все зарубежные компании
— Утильсбор будет «вшит» в стоимость всех автомобилей с той лишь разницей, что за локальное производство его компенсирует государство, стимулируя производителей переносить свое производство в Россию, — поясняет руководитель управления по работе с импортёрами компании «Газпромбанк Автолизинг» Александр Корнев. — Автомобили с пробегом подорожают пропорционально и будут расти в цене вслед за утильсбором. Произойдёт это с разницей в несколько месяцев: ценники на 5-10% в большинстве объявлений перепишут до конца этого года.
Уже в первые недели после начала действия утилизационного сбора ценники на многие машины изменились. Коснулось это и китайских производителей, занимающих сегодня львиную долю российского авторынка.
— Новые коэффициенты утильсбора уже прошлись по ценникам китайских марок, подняв их на 10-20%, — руководитель управления по работе с импортёрами компании «Газпромбанк Автолизинг» Александр Корнев. — В среднем получилось от 50 до 300 тысяч к старому прайсу. Некоторые дилеры отменили скидки или сделали их скромнее.
Впрочем, в Волгограде цены на китайские автомобили пока поднялись не столь существенно. Например, седаны марки Geely стали дороже буквально на 20-30 тысяч рублей, что в целом незаметно при нынешних ценах на авто. А вот кроссоверы выросли в цене на 100-150 тыс. руб., и это уже куда более существенная сумма даже для покупателей, готовых себе позволить полноприводный автомобиль.
— Многие бренды, в том числе китайские, уже незначительно подняли стоимость новых авто, — комментирует генеральный директор компании «БериАвто» Ислам Альсултанов. — В том числе и компания Chery, которая не имеет производства в России, пересмотрела цену всех автомобилей, представленных в модельном ряде, кроме гибридов. Другие популярные китайские бренды подняли стоимость лишь некоторых авто, а средний уровень подорожания составил 50-100 тысяч рублей, в зависимости от марки и модели.
Коэффициенты утильсбора выросли на 70-85%. Ежегодно вплоть до 2030 года их собираются поднимать на 10-20%. Для рынка это означает начало постоянного роста, который будет планомерно следовать за множителем. Тенденция вряд ли найдёт иной выход, так как издержки всегда перекладываются на плечи покупателя, а локальное производство — вопрос больших вложений, которые всё равно придётся добавлять в цену.
— С октября 2024 года после повышения утилизационного сбора ряд моделей зарубежных автоконцернов на российском рынке стали дороже, — соглашается и руководитель дилерского направления автомобильного маркетплейса FRESH Евгений Житнухин. — Средний шаг увеличения цен — 50 000 рублей, но есть модели, которые прибавили в стоимости существенно меньше. Например, Chery Arrizo 8 стал дороже на 20 000 рублей, на ту же сумму увеличился и ценник Jetour T2.
При этом, как подчёркивает эксперт, большинство брендов стараются сдерживать цены. «С начала октября текущего года не обновлялись прайсы у марки Haval, а некоторые марки несущественно подняли цены ещё до роста утилизационного сбора, — отмечает Евгений Житнухин. — К примеру, Jaecoo J7 в сентябре продавался на 50 000 рублей дороже, чем в августе. В связи с этим в нашем маркетплейсе мы не ожидаем резкого скачка цен — до конца года прайсы могут постепенно обновляться, но подорожание не превысит планку в 10-15%».
Основатель российско-китайской транспортной компании RusTransChina Александр Стрельников более подробно рассказал о том, как изменились цены на китайские марки авто после повышения утильсбора.
Все модели, включая Chery Tiggo 4 Pro и Chery Arrizo 8, подорожали в среднем на 20-30 тысяч рублей. Например, базовая версия Tiggo 4 Pro теперь стоит около 2 130 000 рублей, а максимальная комплектация — около 2 650 000 рублей.
Подорожание коснулось всех моделей марки Omoda. Кроссовер Omoda C5 прибавил в цене 50 тысяч рублей и теперь стоит минимум 2 279 900 рублей.
Модели Haval также ощутили влияние нового утильсбора. Хотя конкретные цифры не были озвучены, ожидается, что цены вырастут на аналогичные суммы.
Например, модель Geely Tugella Flagship Sport подорожала с 4 миллионов до 4,2 миллиона рублей.
В частности, модель BMW 3 серии может подорожать с 5,9 миллиона до 8,2 миллиона рублей после исчерпания запасов ранее ввезённых автомобилей.
Текущая ситуация с ростом цен на иномарки — только цветочки. Теперь из года в год они будут только дорожать. Более того, не минует чаша сия и вторичный рынок автомобилей. Эксперты предрекают рост цен на подержанные машины несколькими месяцами позже.
— Аналитики прогнозируют дальнейший рост цен на новые автомобили в диапазоне от 10% до 30% в зависимости от марки и объёма двигателя, — отмечает основатель российско-китайской транспортной компании RusTransChina Александр Стрельников. — Это связано с тем, что производители будут вынуждены закладывать повышенные расходы на утилизационный сбор в конечную стоимость автомобилей. Кроме того, ожидается, что вторичный рынок также отреагирует на изменения с некоторой задержкой. Цены на поддержанные автомобили могут вырасти на 5-30% в течение следующих месяцев.
Тем не менее, тот факт, что об утильсборе было объявлено сильно заранее, позволил многим производителям и дилерам подготовиться и создать для себя плацдарм хотя бы на ближайшее будущее, чтобы сразу не перекладывать уплату утильсбора на плечи покупателей.
— О повышении утилизационного сбора с 1 октября 2024 года было известно заранее. То есть, дилеры, как официальные, так и серые, а также представительства марок, не имеющих заводы в России, к этому подготовились, — отмечает руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта Альфа-Лизинга Анастасия Байбароша. — Всё лето и часть осени они ввозили автомобили, затоваривая склады. Теперь запаса новых автомобилей, ввезённых по прежним ставкам утильсбора, хватит надолго.
Что это даст в дальнейшем? Продавцам не придётся в какой-то момент резко увеличивать цены, теряя конкурентное преимущество стоимости. То есть цены будут расти постепенно, с оглядкой на конкурентов и рынок в целом. Соответственно, и стремительного снижения спроса тоже быть не должно.
Безусловно, для покупателей вся история с утильсбором ничего положительного не несёт. В лучшем случае они просто не особо прочувствуют удорожание на несколько десятков тысяч в общей сумме 2-3 млн рублей. Но основная масса точно заметит этот рост и однозначно будет недовольна.
Чего не скажешь об автосалонах, которые теперь смогут рассчитывать на увеличение прибыли. Постепенное повышение стоимости авто, как мы уже писали, вряд ли сильно обрушит спрос, и по итогу дилеры и салоны окажутся в плюсе. Но в то же время им придётся в гонке за лояльность к клиенту подстраиваться под новые условия и, возможно, пересматривать скидки и спецпредложения, чтобы удержать внимание потенциального покупателя.
Кто точно должен быть в выигрыше от повышения утильсбора, так это отечественные производители. Если, конечно, они сохранят цены на текущем уровне и не будут взвинчивать их на фоне растущих прайсов на иномарки. Тот же АвтоВАЗ после введения санкций в отношении многих конкурентов, выпускавших машины в России, не сдерживал цены, чем вызвал недовольство в обществе.
А пока вырисовывается не очень радужная картина. Авторынок, который и так за последние два года шокирует ценами покупателей, находится на пороге нового вызова. Автомобилистам же ничего не остаётся, как попытаться снова приспособиться к внешним условиям и при этом не отказаться от своих целей и желаний.