Posted 16 октября, 14:25
Published 16 октября, 14:25
Modified 17 октября, 18:29
Updated 17 октября, 18:29
Эксперты рассказали, с чем связан резкий рост цен на сливочное масло. Напомним, по данным Росстата, за минувший год в Волгоградской области стоимость продукта увеличилась на 20% — с 703 до 844 рублей за кило.
В целом же по стране масло подорожало на 18%. Причем в последние два месяца рост составил 7,9%.
По словам ряда экспертов, сейчас в России фиксируется высокий спрос на молочную продукцию, в частности на сливочное масло. При этом, предложения, напротив, становится меньше.
Это вызвано несколькими факторами. Во-первых, в России ежегодно сокращается поголовье дойного скота, отмечает научный сотрудник института международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Морковкин. В этом году, по подсчетам аналитического центра Milknews, количество голов сократилось еще на 3,1% по отношению к сентябрю 2023 года — до 7,5 млн особей.
Отсюда вытекает следующая причина — недостаток сырого молока, которое является главным сырьем в производстве масла. Компенсировать нехватку не помогают даже поставки из-за рубежа, признаются в Молочном союзе России.
На этом фоне подросла и стоимость молока. По оценкам сервиса «Ценозавр», за год оно подорожало на 12%, что позже вылилось в увеличение стоимости произведенных из него продуктов.
Экономист и основатель сервиса «Ценозавр» Константин Калугин отмечает проблемы с поставками еще одного базового ингредиента сливочного масла — молочного жира. Сегодня до 30% от его объема поставляются из других стран. При этом часть крупных импортёров ушли с отечественного рынка из-за сложной и дорогой логистики.
Дмитрий Морковкин, кроме прочего, предполагает, что повышение цен на продукцию — попытка агрохолдингов застраховаться на случай внезапного роста финансовых издержек. И для этого есть предпосылки.
— В последнее время наблюдается тенденция наращивания экспортных поставок у ряда отечественных производителей молока и молочной продукции, в т. ч. сухого молока. Возникают опасениями, связанные с тем, что поставщикам сырья будет выгоднее поставлять продукцию на экспорт, нежели на внутренний рынок. Такого рода ожидания толкают агрохолдинги на повышение цен в текущем периоде, которые пытаются застраховать себя от возможного роста дополнительных затрат, — прокомментировал «НовостиВолгограда.ру» Дмитрий Морковкин, доцент кафедры экономической теории, ведущий научный сотрудник Института международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ.
Эксперт приводит и другие «универсальные» факторы, которые побуждают агропроизводства наращивать цены на свою продукцию. И не только молочную.
— Это вызвано объективными причинами, прежде всего, ростом тарифов на ЖКУ и электроэнергию, удорожание логистики, ветеринарных препаратов, упаковки и других ингредиентов, составляющих себестоимость, а также увеличением оплаты труда работников на фоне нарастающего «кадрового голода», в том числе в пищевой промышленности. Таким образом, повышением цен прослеживается по всей товаропроводящей цепочке стоимости молочных продуктов, включая рост цен на корма для крупного рогатого скота, топливо, оборудование и его ремонт, — отмечает Дмитрий Морковкин.
Отдельно Дмитрий отмечает рост стоимости упаковки почти на 40% по итогам 2023 года. К скачку привело ослабление курса рубля, так как значительная часть компонентов для ее производства импортная.
Прогнозы для покупателей неутешительные. Эксперты уверены — цены продолжат рост. По оценкам Дмитрия Морковкина, молочные продукты и сливочное масло могут подорожать на 5-15% уже к концу года.
Прогнозы Константина Калугина чуть сдержаннее. Возможный рост на брикет масла он оценивает в пределах 5% с последующей стабилизацией.
— Цены на сливочное масло, которые за год уже выросли на 23,3%, в ближайшее время хоть и незначительно, но продолжат расти, подорожание в ближайшие два месяца может доходить до 4-5%, однако к началу 2025 года цены на продукт должны стабилизироваться и прекратить свой рост, — прокомментировал «НовостиВолгоград.ру» Константин Калугин, экономист, основатель облачного сервиса мониторинга и анализа цен на продукты питания «Ценозавр».
Константин не исключает, что при наличии обоснований власти могут установить госрегулирование цен на масло, так как оно входит в перечень социально значимых товаров. Такие обсуждения уже ведутся на уровне парламента и правительства.
К слову, с аналогичным предложением в декабре прошлого года выступали депутаты Госдумы и ФАС в отношении «разогнавшихся» куриных яиц. Тогда большой общественный резонанс и вмешательство в дело государства все же помогло урегулировать ситуацию. Цены хоть и не сильно, но откатились назад. В дальнейшем снизились темпы их роста.