Posted 4 сентября, 10:18
Published 4 сентября, 10:18
Modified 4 сентября, 10:20
Updated 4 сентября, 10:20
Корреспонденты издания «НовостиВолгограда.ру» побеседовали с нашим земляком, проживающем на чужбине и выяснили, как он справляется с вызовами, связанными с обучением детей в США, что действительно происходит в школах, и чем отличаются российские и американские подходы.
44-летний волгоградец Денис Л. перебрался за океан на ПМЖ 8 лет назад. Он уехал в США после того, как выиграл грин-карту. Через пару лет перевез жену, и младший ребенок, которому сейчас 6 лет, родился в штатах.
Сейчас Денис с семьей проживает в пригороде Сан-Франциско в Калифорнии в Кремниевой долине.
— Что послужило основным мотивом для переезда в Калифорнию? Думали ли вы в этот момент, что дети будут получать образование здесь?
— Основным мотивом для переезда была концептуальная разница во взглядах на будущее между мной и теми трендами, что намечались у нас в стране. Я очень чувствительно отношусь к вопросу личных свобод и свободы слова. Как я и планировал, мои дети будут получать образование здесь, в США, так как на мой взгляд они получают возможности для всестороннего развития, которых не хватает в российской системе образования.
— Что вы имеете в виду? Разве не российское образование считается одним из лучших в мире?
— Возможно, но в американских школах больше внимания уделяется индивидуальному подходу к каждому ребенку, развиваются не только академические навыки, но и критическое мышление, креативность, социальные и эмоциональные навыки. Важную роль играют привитие ценностей — уважения личности, независимо от расы, гендера, конфессии, а также обучение взаимовыручке и помощи ближнему. Эти аспекты помогают детям стать более самостоятельными, ответственными и подготовленными к жизни в многообразном и быстро меняющемся мире. Не берусь утверждать, что этого нет сейчас в России, но в школе, которую заканчивал я, было несколько не так.
— Советская школа, даже если речь идет о начале и середине 90-х годов после развала СССР все равно остается советской школой. Отсутствие пионеров мало, что меняет. Период перехода от одних ценностей к другим занял не один учебный год. Даже российская школа начала нулевых и современная — это две разные вещи. Могу с уверенностью сказать, что в России в образовательном процессе сейчас уделяется большое уважению личности, воспитанию гражданина, но прежде всего патриота своей страны, — пояснила председатель родительского комитета одной из волгоградских школ Лариса Артемьева.
— Какие опасения у вас возникли в связи с тем, что ваш ребенок пойдет в первый класс школы в Калифорнии — штате, где сильны традиции ЛГБТ (запрещенная в России экстремистская организация) и приветствуются гендерные, скажем так, трансформации?
— Мои опасения, как и у большинства родителей, связаны в первую очередь с адаптацией ребенка к новому социуму и школьному коллективу. Важно, чтобы он смог найти друзей, научиться соблюдать правила и распорядок школы, а также дисциплину. Взаимодействие с одноклассниками и учителями также вызывает беспокойство.
— Слышали ли вы о случаях, когда американские школы активно предлагают детям смену пола?
— Я слышал о подобных ситуациях через различные медиа, но на личном опыте с этим не сталкивался. Я думаю, что тема предложения смены пола детям в школе чрезмерно раздута. Круг моего общения, помимо близких друзей, знакомых и коллег, включает также русскоговорящие комьюнити и группы в различных соцсетях, а это десятки тысяч человек, проживающих только в Калифорнии. Если бы такие случаи происходили, это бы сразу стало темой для обсуждения в какой-нибудь из групп. Но за все 8 лет моего проживания здесь я не разу с этим не сталкивался.
— Как вы относитесь к тому, что учителям запретили информировать родителей, если мальчик проявляет себя как девочка или наоборот?
— Запрет информировать родителей, если мальчик проявляет себя как девочка или наоборот, думаю, имеет под собой рациональное объяснение. Школа не знает, в какой семье воспитывается ребенок, какой нрав у родителей, какие взгляды и морально-нравственные ориентиры. Этот запрет — своего рода защита детей от возможных унижений, издевательств и насилия со стороны близких родственников при получении такой информации. Как известно, родителей не выбирают, а что творится за дверями квартиры в семье, мало кто знает. В связи с этим и был принят этот закон.
— Какую информацию вам удалось получить о программе и подходах к обучению в школе, где будет учиться ваш ребенок?
— Основной документ, описывающий учебный процесс в школе, — это буклет, который рассылается всем родителям для ознакомления перед учебным годом. Также перед учебным годом проводятся встречи с директором школы и учителями, где можно задать любой интересующий вопрос по работе учебного заведения.
— Обсуждали ли вы свои опасения с другими родителями в Калифорнии, главным образом русскоязычными? Каков был их опыт?
— Да, как и все родители, я интересовался у моих друзей и знакомых, дети которых уже заканчивают школу, об их опыте обучения в контексте гендерных вопросов. Действительно, тема гендера поднимается на уроках обществознания, но они интегрированы в обсуждение прав человека, социальной справедливости и гражданского образования. Гендерные вопросы часто рассматриваются в контексте уважения к различиям, равенства и инклюзии.
— Какие меры вы предприняли, чтобы узнать больше о политике школы в отношении гендерных вопросов и образования в целом?
— В Калифорнии школьная программа регулируется Департаментом образования Калифорнии. Учебные программы, включая обществознание, на которых обсуждаются вопросы гендера, определяются стандартами, которые можно найти на официальном сайте Департамента образования Калифорнии. Эти стандарты охватывают темы здоровья, включая гендерное развитие, идентичность и инклюзию. Также там описаны подходы к преподаванию обществознания, включая социальные и культурные аспекты.
— В американских школах могут по разному подходить к вопросам гендерного воспитания?
— США неоднородны в своих взглядах: есть ультралиберальные штаты, такие как Калифорния, и республиканские, например, Техас. Если в Калифорнии могут действовать одни законы относительно преподавания в школах щекотливых вопросов, то в Техасе более консервативном штате такие темы могут быть вообще запрещены в школьной программе. В России тоже очень жесткие законы в этом вопросе. И у меня есть аналогия с «железным занавесом» — как и во времена холодной войны, если спросить среднестатистического американца про Советский Союз, он нарисует всем известные образы мужика в ушанке с бутылкой водки и медведя с балалайкой…
— То есть эти темы в США все еще дискуссионные?
— В СМИ и на различных площадках в соцсетях идет острая дискуссия относительно целесообразности освещения этих вопросов в школах. Даже в самой Калифорнии, считающейся самым свободным и либеральным штатом, эта тема постоянно обсуждается в прессе.
— Как вы видите роль родителей в воспитании детей в условиях американской школьной системы?
— В американской школьной системе роль родителей в воспитании детей играет ключевую роль и активно поддерживается школами. Помимо участия в школьных мероприятиях, таких как родительские собрания или утренники, родители также могут участвовать в школьных советах и комитетах, влияя на принятие решений по улучшению образовательного процесса. Здесь очень поощряется волонтерская работа родителей в классах, библиотеках, на школьных мероприятиях и в спортивных командах. Родители могут помогать в организации экскурсий и других внеклассных мероприятий.
— Какие шаги вы планируете предпринять, чтобы убедиться, что ваш ребенок получит безопасное и качественное образование в Калифорнии?
— По совокупности знаний, которые я получил в процессе общения с друзьями, дети которых уже прошли этот процесс, изучения всех стандартов образования, принятых в Калифорнии, и получения пока что еще небольшого, но уже достаточного опыта для понимания того, как устроена школа, я считаю, что все основные шаги пройдены. Осталось только на опыте убедиться, как это работает.
— Обращались ли вы за консультацией к детским психологам, педагогам или специалистам в области образования по вопросам, которые вас беспокоят? Если да, каковы были их ответы?
— Нет, не обращался. Пока не было надобности и каких-то острых проблем, которые мы не могли бы решить самостоятельно.
Волгоградский психолог, кандидат психологических наук Дина Зиновьева предупредила об определенных ловушках в чрезмерной информированности детей.
— С одной стороны, действительно, вроде бы проблемы нет, когда идет информирование, формируется толерантность, и всем людям жить легче. Но тут есть нюанс такой, что до определенного возраста, лет хотя бы до 14, все-таки явно ребенку давать альтернативы большие, может быть, и не стоит. Почему? До полового созревания яркой идентичности психологической может и не быть половой. И вот здесь, если ребенка огорошить, что он может быть биологически вполне себе как мальчиком, так и девочкой, то идет такая психологическая раскачка, то есть расширяется коридор возможностей.
Все это может наслоиться на чисто подростковые проблемы, и тогда ребенок попросту заблудится в своей психике.
— Дети, которые не чувствуют себя хорошо эмоционально, они начинают что думать — мне эмоционально плохо, потому что, наверное, просто я не мальчик, а девочка. И это повод считать себя не тем, кто ты есть. Если ребенок вполне себе здорового воспитания и четкой идентичности, такое информирование ему не повредит. Если же все-таки есть проблемы, а у подростков они очень распространены, избыточная информированность, мне кажется, она все-таки вредна, — пояснила психолог.
Пожелаем молодому отцу и всей его семье увлекательного погружения в американскую систему образования, но при этом не отрываться от российских корней.