Posted 4 сентября, 12:45

Published 4 сентября, 12:45

Modified 4 сентября, 12:47

Updated 4 сентября, 12:47

Хватит угождать работникам: как меняется корпоративная культура в российских фирмах

Хватит угождать работникам: как меняется корпоративная культура в российских фирмах

4 сентября 2024, 12:45
Фото: Изображение Midjourney
Корпоративная культура в российских компаниях претерпевает сегодня серьезные изменения. Эксперт Арсений Брыкин рассказал о тенденциях и рисках, с которыми сталкиваются отечественные предприятия.

Директор консорциума «Базис», доктор экономических наук и профессор Финансового университета при правительстве РФ Арсений Брыкин рассказал, как развивается корпоративная культура в России. Авторская колонка опубликована на сайте центра социального развития Платформа в рамках исследования корпоративных культур российского бизнеса.

По мнению эксперта, отечественные коммерческие и госкомпании пошли по разным путям развития. Предприятия с государственным участием, за редким исключением, зациклены на бюрократии и сиюминутных выгодах. Огромное значение имеет личность начальства и его отношение к каждому отдельному работнику в коллективе. Такая модель управления менее гибкая и имеет высокие риски стагнации, вплоть до развала.

Коммерческие компании идут по другому пути развития. За минувшие десятилетия они успели перенять западный опыт выстраивания взаимоотношений внутри компании. Но далеко не всегда им удается успешно адаптировать его в российских реалиях.

Одни компании делают идею человекоцентричности главенствующей в ущерб бизнесу. В результате фирма несет существенные издержки на «плюшки» и «лозунги», вместо того, чтобы тратить ресурсы на реальные задачи компании.

Оптимальная модель управления компанией, считает Арсений Брыкин, состоит в балансе между интересами фирмы и сотрудниками. Менеджемент должен осознавать свои цели и формулировать ценности компании, а также уметь донести их до сотрудников. Те, в свою очередь, должны понимать свои функции и осознавать свою роль в достижении ключевых показателей компании.

Но для этого корпоративная культура в компании должна стоять выше личностей ее руководителей. Тогда ценности будут транслироваться на коллектив и после смены менеджмента.

Впрочем, опасается эксперт, на фоне ухода западных компаний есть все шансы вновь откатиться в архаику и вернуться к заббюрократизированной модели управления, свойственной многим российским госкомпаниям.