Posted 3 сентября, 18:42
Published 3 сентября, 18:42
Modified 4 сентября, 13:23
Updated 4 сентября, 13:23
Экипаж кругосветной экспедиции Russian Ocean Way добрался до Волгограда. Яхта путешественников пришвартовалась накануне в яхт-клубе «Пилигрим». Остановка отчасти вынужденная — необходимо пополнить запасы топлива и продовольствия, а также подготовить яхту к дальнейшему пути.
Томич Евгений Ковалевский и новосибирец Станислав Березкин уже четвертый год бороздят моря и океаны. Свою кругосветную экспедицию они начали еще в 2021 году и только сейчас отправляются обратно в Кронштадт.
Подготовка к экспедиции заняла несколько лет: необходимо было найти финансирование. Около 20 миллионов рублей удалось собрать за счет грантов и помощи спонсоров.
Одной из задач экспедиции путешественники называют просвещение. Промежуточными результатами стали создание познавательного сериала «Переплыть океан. История реальной кругосветки» и запуск томским отделением РГО «Уроков из океана», во время которых школьники могут напрямую пообщаться с Евгением и Станиславом.
Но, конечно, главная цель — сохранение исторической памяти. Сибиряки обошли планету по пути первых русских кругосветных мореплавателей XIX столетия — Ивана Крузенштерна, Федора Литке, Михаила Лазарева, Юрия Лисянского, Василия Головнина.
Самое поразительное, что половину этого длинного маршрута сибиряки прошли на небольшом надувном тримаране. Это первый подобный опыт в мировой истории, так что путешествие можно назвать экспериментальным.
— Тримаран представляет из себя сборную каркасную конструкцию, на которую крепятся надувные баллоны. Есть мачта, есть паруса. У нас, можно сказать, была океанская версия парусного тримарана. Если обычный прогулочный в длину до восьми метров, чтобы было удобно складывать в автомобиль, то наш был длинной 13 метров и весом три тонны. Для укрытия от дождя была установлена палатка. В течение всего нашего путешествия мы постоянно дорабатывали конструкцию, так как выявилось немало технических несовершенств, — рассказывает Станислав Березкин.
Успешным опыт можно назвать с натяжкой: в марте минувшего года тримаран потерпел крушение во время шторма в Тихом океане. Второе судно, двухбаллонный катамаран, пострадало от нападения акул у берегов Австралии.
Еще одна важная миссия экспедиции — народная дипломатия. За три года путешественники посетили 32 страны и провели беседы с тысячами иностранцев. Прибытие «загадочных русских на надувной лодке» привлекало немало внимания местного населения в каждом из городов следования. Во время таких, часто спонтанных, разговоров, сибиряки рассказывали об истории и культуре России, великих географических открытиях русских путешественников.
Евгений отмечает, что ни разу команда не столкнулась с грубостью в свой адрес. И непростая обстановка в мире практически не сказалась на отношении иностранцев к россиянам.
— Меня восхитила доброта и дружелюбие людей из всех стран, которые мы прошли. Это восхитительное чувство, когда ты понимаешь, что нет плохих наций, и добро превалирует над злом. Негатива к россиянам мы не заметили вообще. Все старались, наоборот, оказать какую-либо помощь, — рассказывает Евгений.
За почти четыре года сибиряки столкнулись с массой трудностей, из-за которых экспедиция неоднократно оказывалась под угрозой сворачивания.
Самая большая проблема, преследующая путешественников все три года, — нехватка финансов. 20 миллионов рублей, которые были с большими усилиями собраны перед отправлением, закончились в первые полгода. Сыграли свою роль постоянные ремонты тримарана и посыпавшиеся, как из рога изобилия, санкции.
— Думали, что 20 миллионов нам хватит. Ничего подобного. В первые полгода почти все ушло из-за того, что судно экспериментальное. Постоянно приходилось ремонтировать тримаран, исправлять конструктивные недочеты и дефекты. Затянулись сроки пребытия, а когда ты стоишь в порту не два дня, а две недели — ты должен платить за стоянку, за еду, за проживание. В итоге расходы росли в геометрической прогрессии, — поделился Евгений Ковалевский.
После начала СВО путешественники столкнулись с новой бедой — блокировкой российских карт.
— О случившемся узнали позже остальных, когда сошли на берег в Бразилии. Юля Калюжная, наш главный помощник и координатор, сказала, чтобы мы срочно снимали деньги, потому что 9 марта заблокируют карты. А как раз в этот период бразильский реал поднялся в 2,5 раза по отношению к рублю. Часть денег, можно сказать, была съедена. Остальную сумму приходилось снимать через посредников. Мы находили студентов, которые учатся в России, слали им деньги в рублях, а их родители уже возвращали нам в валюте, — рассказал Евгений.
Были трудности и с получением виз. Десятки часов сибиряки потратили на собеседования в консульских учреждениях и разбирательства из-за внезапно всплывших ошибок. Часто приходилось прибегать к ухищрениям и уговорам, а иногда и брать настырностью. К счастью, команде удалось пройти по запланированному маршруту без отклонений.
Не обошлось в экспедиции без приключений, как со страниц романа Жуль Верна. В марте 2023 года у тримарана внезапно разорвало рулевое устройство. Путешественники остались на неуправляемом судне среди разбушевавшихся волн Тихого океана.
Операцию по спасению команды организовала руководитель Берегового штаба, исполнительный директор томского отделения РГО Юлия Калюжная. Получив сигнал SOS, она связалась со спасательной службой Чили и Острова Пасхи.
— К нам подошел гигантский сухогруз. Был шторм. Представьте: наш тримаран на волнах подкидывает на несколько метров, что аж палубу видно, бьет о борт. И вот в таких условиях нужно уцепиться за сброшенную с сухогруза лестницу, еще и не попасть под трехтонный тримаран. Страшно было, — вспоминает Евгений.
Пока путешественники переводили дух на борту сухогруза, Юлия нашла катамаран для продолжения пути. Экспедиция была спасена, но радость длилась недолго.
В Коралловом море, в 400 милях от берегов Австралии, новое судно атаковали куки-каттеры. Акулы прокусили левый и правый баллоны, после чего катамаран начал тонуть.
— Потеря второго судна воспринималась как трагедия. Было страшновато, когда начали тонуть, погружаться постепенно в воду. Но не сильно. Спокойно принялись собирать вещи. С нами на палубе был француз, он все на камеру снимал. Юля вновь организовала спасательную операцию. Прибыл на помощь сухогруз, нас подняли, — рассказывает Евгений.
Катамаран поднимать не стали — не было технической возможности. Он благополучно ушел на дно океана.
Казалось, что продолжать экспедицию невозможно — не было ни денег, ни подходящего судна. Тогда проект спас русский меценат из Австралии, который приобрел для путешественников старенькую яхту. Именно на ней сибиряки прибыли в Волгоград и намерены доплыть до Кронштадта.
Приключения — лишь одна составляющая кругосветной экспедиции. В основном будни мореплавателей состоят из тоскливой и тяжелой рутины.
— Посидел на вахте, поел, поспал. И так по кругу. Иногда вклинивается ремонт. Обстановка угнетает, скрывать не буду, — описывает свои будни Евгений.
На вахте каждый член команды сидит по четыре часа: следит за обстановкой вокруг и управляет тримараном. Евгений признается, что никогда не забудет 4-месячное плавание вокруг Южной Америки, когда всю ту же рутину приходилось выполнять в условиях жуткого холода.
— Был дикий холод.Тебя выворачивает, а согреться негде. Когда ты в городе, ты можешь отогреться в магазине, в автобусе, в любом помещении. А здесь ничего: ни туалета, ни душа. Палатку у нас прорвало насквозь. Держишь четыре часа этот румпель, будучи замерзшим вусмерть. Следующие четыре часа лежишь, пытаешься согреться в ожидании очередной вахты. И так день за днем на протяжении четырех месяцев. Никогда не забуду, — рассказывает Евгений.
Скрашивают унылые будни остановки в новых точках планеты. По словам Станислава, экспедиция дала возможность осуществить мечту юности и побывать в Северной и Центральной Европе, посетить государства, о существовании которых ранее не догадывался.
— У меня плохие какие-то моменты уходят из эмоционального восприятия, остается только хорошее. Одно из самых запоминающихся для меня событий — наш тур по аргентинской, а затем по чилийской Патагонии. Это потрясающее природное разнообразие, глаза разбегаются. Не угасает желание посетить эти места снова. Но если так подумать, то вся экспедиция целиком является запоминающимся событием, — считает путешественник.
Из посещенных стран Станиславу Березкину больше всего пришлись по душе Аргентина, Австралия и Турция — из-за климата и дружелюбных местных жителей. Евгений, помимо Аргентины, остался в восторге от Джибути и Восточного Тимора — небольших государств в восточной Африке и юго-восточной Азии.
1 сентября команда вышла из бассейна Дона и вошла, наконец, в Волгу. Путешественники преодолели 19 шлюзов и 600 километров водного пути. 2 сентября яхта экспедиции пришвартовалась в Волгограде.
Волгоградские яхтсмены тепло приняли гостей. Руководитель центра парусного спорта Евгений Калякулин передал сибирякам на добрую память 20-ти мм снаряд самолета ИЛ-2. Такими в годы Сталинградской битвы разили фашистских захватчиков. Путешественники пообещали разместить сувенир в географическом музее, который планируется создать после экспедиции.
Сам город Евгений и Станислав осмотреть не смогли — не позволил график. Зато полюбовались панорамой Волгограда с воды. Станислав признался, что в будущем подумывает переехать на юг: на Кубань, в Волгоградскую либо Ростовскую области. А вот Евгений не уверен, что вновь вернется в наши края: «планы расписаны на ближайшие 10 лет», — шутит сибиряк.
Вчера путешественники готовили судно к отплытию — поднимали и укрепляли мачту, которую пришлось сложить при проходе Цимлянского водохранилища на пути в Волгоград.
— Только прошли в Цимлянское водохранилище, как ее начало ронять из стороны в сторону. Теперь поставим твердый перебор. Потому что это циклическое волнение в воде начинает все разламывать, — объяснил Евгений.
Сегодня команда выдвинулась в Самару. Впереди путешественникам предстоит сделать остановку еще в нескольких городах, в числе которых Нижний Новгород, Казань и Рыбинск.