Posted 31 августа, 05:30
Published 31 августа, 05:30
Modified 31 августа, 05:30
Updated 31 августа, 05:30
На фоне антироссийских санкций нашу страну покинуло 4 крупнейших зарубежных бренда моторных масел. Castrol и Mobil прекратили свои поставки в Россию, Total перестал вкладывать деньги в совместные проекты, а Shell свернула производство и продала бизнес в России.
На базе завода в Торжке Тверской области, где раньше выпускалось масло Shell, теперь производится отечественное масло. Предприятие находится в собственности компании «Лукойл». Ряд других зарубежных масел (менее популярных) по-прежнему представлены в нашей стране. В их числе Rolf, Liqui Moly, Motul, ZIC, Kixx, Eni и Repsol.
С уходом топовых производителей масел российский рынок пережил серьёзную трансформацию. Часть продукции переключилась на механизм параллельного импорта через третьи страны. Увеличились и поставки из дружественных стран, в том числе тех масел, которые ранее были представлены на нашем рынке в меньших объёмах.
Вместе с тем пугающими темпами растёт доля контрафакта, попадающего на российский рынок или выпускаемого на местных заводах. По оценкам разных аналитических агентств процент подделок среди моторных масел составляет от 25% до 40% всего объёма сегмента. А если оценивать только продукцию ушедших брендов, то цифры вырастут до 50% и более.
В таких условиях высок риск попасться на неоригинальное моторное масло, которое не только не будет выполнять заявленные функции, но ещё и навредит двигателю. При самом негативном сценарии поддельное масло может даже вывести мотор из строя.
— При заливке некачественного моторного масла уже в первые минуты работы двигателя будет слышаться повышенный шум, — объясняет генеральный директор компании «Мой Автопрокат» (сети автопрокатов в России и за рубежом) Дмитрий Матвеев. — Это связано с тем, что в некачественное масло добавляют слабые присадки, которые плохо взаимодействуют с трущимися деталями. В итоге это не только приводит к шумной работе двигателя, но и к его повышенному износу.
Как показывают различные лабораторные исследования, чаще всего сейчас подделывают масла марок Shell и Mobil 1. А вот претензий к маслам Castrol по статистике гораздо меньше. Но это вовсе не значит, что у вас мало шансов купить оригинальное масло Shell или не попасть впросак с покупкой Castrol.
Отличить оригинальную продукцию можно по наличию сертификата соответствия, который можно попросить показать в автомагазине. Хотя эксперты отмечают, что и такие документы могут быть неоригинальными — особенно при продаже через маркетплейсы.
Особенно стоит обратить внимание на оформление упаковки. Она должна быть яркой, с чёткими надписями на этикетке, без каких-либо «косяков» по дизайну, с ровной гравировкой и т. д. Сама канистра также должна выглядеть ровно, без заусенцев и дефектов на пластике.
— Качество моторного масла зависит от поставщика, и это актуально в том числе при покупке запчастей для автомобиля, — отмечает Дмитрий Матвеев. — Поэтому приобретать моторное масло и запчасти нужно обязательно у проверенных поставщиков. А после покупки можно проверить оригинальность продукции через официальный сайт производителя.
Исходя из того, что канистру масла желательно увидеть собственными глазами перед покупкой и подержать в руках, лучше воздержаться от заказа через интернет, будь то онлайн-магазин или маркетплейс. Конечно, у добросовестного продавца, если вы в нём действительно уверены, можно сделать заказ — многие покупатели в итоге остаются довольными. Но и процент подделок тоже внушает определённые сомнения.
— Масло как религия: сколько людей, столько и мнений относительно тех или иных брендов, — делает вывод эксперт Дмитрий Матвеев. — Самая главная проблема наших соотечественников в том, что мы сначала смотрим на цену, а потом на бренд, а спецификацию и допуски моторных масел часто не принимаем во внимание.
Некоторые автоэксперты, к слову, советуют обратить внимание на марки отечественных моторных масел. По своим характеристикам они сейчас почти не уступают зарубежным лидерам, но зато шанс купить контрафакт стремится к нулю. В случае же с «проверенными годами брендами» на сегодняшний день это, скорее, кот в мешке. Оправдан ли такой риск в случае с автомобилем — каждый решит сам.