Задержанному во Франции основателю Telegram Павлу Дурову предъявили целый букет обвинений, которые звучат нелепо и глупо. Очевидно, что истинная причина его ареста лежит совсем в другой плоскости и связана с политикой мессенджера в области конфиденциальности. Запад недоволен тем, что Telegram используется для передачи секретной информации, доступ к которой со стороны третьих лиц исключён. В нынешней обстановке военно-политического противостояния зарубежных стран с Россией этот нюанс очень болезненно воспринимается за границей.
Но что делать пользователям Telegram? Есть ли для них какие-то риски и нужно ли предпринимать какие-то действия, чтобы, например, обезопасить информацию из своих переписок? Пока однозначно ответить на этот вопрос трудно, но эксперты уже строят свои предположения.
— Риски использования Telegram могут быть, — считает член экспертного совета при комитете Госдумы РФ по малому и среднему предпринимательству, генеральный директор технопарка «ИнФинТех» Мария Михайлова. — Они могут проявиться в том, что к сообщениям, помимо самих участников чатов, могут получить доступ третьи лица, если они получат так называемые «бэкдоры» мессенджера от Павла Дурова в обмен на его свободу. Соответственно, переписка может стать доступной иностранным спецслужбам или вовсе оказаться в свободном доступе в даркнете.
По мнению Марии Михайловой, если пользователю критически важна приватность в процессе общения, можно использовать для таких бесед другие платформы с поддержкой сквозного шифрования и исчезающих сообщений. Более того, сейчас есть и отечественные разработки в этой области.
— Возможно, в дальнейшем будут проводиться дополнительные проверки для авторизации новых пользователей, в очередной раз проверят остальных, — предполагает руководитель группы юридическая помощь ОНЛАЙН Александр Бударагин. — Например, были случаи, когда ловили людей, которые распространяли запрещённые вещества через канал.
Пока какой-то ясности относительно ситуации вокруг Павла Дурова нет, переживать за работу его детища точно нет смысла. Даже если какие-то последствия для пользователей Telegram и будут, глобально для них ничего поменяться не должно.
«Павел Дуров — уникальный предприниматель, которому удалось не просто повторить, но и превзойти успех в запуске нового цифрового продукта, — подчёркивает генеральный продюсер коммуникационного агентства „Дискурс“ Максим Алексеев. — Если VK стал знаковой платформой на постсоветском пространстве, то Telegram с его миллиардом пользователей можно считать явлением уже глобального порядка».
— Пока рано говорить о потенциальных репутационных последствиях задержания, однако, как мы помним, до сих пор Дурову удавалось переломить любой негатив на пользу себе и своему бизнесу, — отмечает Максим Алексеев. — Будем надеяться, что так случится и в этот раз, и Павел отстоит право пользователей на конфиденциальность в переписках. Если же говорить о Telegram как о рекламно-информационной площадке, то здесь у нас идёт работа в обычном режиме, клиенты и агентства реализуют запланированные и продумывают новые рекламные и PR-кампании. Тот случай, когда детище встало на ноги и способно ходить, вне зависимости от того, где находится его создатель — в Эмиратах или в условной Бастилии.
Ещё более оптимистично настроен руководитель направления по работе с нейросетью холдинга 1MI Константин Тетерук. По его мнению, из-за сложившейся ситуации для пользователей ничего не поменяется.
— Всё-таки это большая компания с почти миллиардом (по словам самого Дурова) пользователей. От задержания самого Дурова концепция не изменится. Что будет геополитически, сказать сложно, всё-таки это политика и чёрный лебедь. Но ключи шифрования никто не выдаст, поскольку это главный принцип Telegram. Раскрыты переписки = телеграм уже не телеграм.
Как видим, определённые риски того, что Telegram может стать немного другим, есть, но пока реальных предпосылок для такого поворота событий нет. Не исключено, что ситуация не разрешится быстро, и процесс затянется на достаточно длительный срок. Но простым пользователям беспокоиться пока действительно не о чем.