Новая волна разговоров о необходимости заблокировать YouTube началась в июле этого года. Драйвером этого процесса стала массовая блокировка каналов многих российских знаменитостей. Недоступными стали каналы федеральных СМИ, певцов SHAMAN, Полины Гагариной, Олега Газманова, Григория Лепса и т. д. В общей сложности за этот год YouTube заблокировал 83 российских канала, а всего с 2020 года — 207.
Компания Google, которой принадлежит YouTube, ведёт довольно агрессивную политику в отношении роликов и каналов, восхваляющих Россию или даже демонстрирующих положительное отношение к ней. Они могут быть никак не связаны с военным контекстом, но всяческое проявление патриотических чувств сразу воспринимается холдингом в штыки. При этом многие видео, содержащие негативную информацию о нашей стране, в том числе фейковую, YouTube блокировать отказывается. Эти двойные стандарты и стали главной причиной непопулярных мер в отношении этой видеоплатформы.
О полноценной блокировке YouTube речи пока не идёт. На данном этапе загрузку роликов существенно замедлили (на 70%). У большинства пользователей видео с YouTube очень сильно тормозят и в лучшем случае воспроизводятся в низком качестве. В худшем — не запускаются вовсе. При этом ограничения, как заверил депутат Госдумы Александр Хинштейн, должны коснуться только десктопных версий, т. е. для просмотра на компьютерах. На телефонах и планшетах, если используется мобильный, а не домашний интернет, пока всё должно грузиться как раньше.
Однако на практике всё обстоит несколько иначе. Многие пользователи не могут посмотреть видео даже через мобильный интернет. У кого-то, наоборот, даже на стационарном компьютере всё грузится без проблем. Всё дело в том, что ресурс не блокируется полностью, поэтому в разных случаях «реакция» компьютера или гаджета может отличаться.
Технически замедление происходит через систему SNI (Server Name Indication), где хранятся данные, отправляемые при заходе на определённые страницы. В ответ блокируется часть пакетов, необходимых для загрузки страницы, и скорость процесса становится намного медленнее. В некоторых случаях настолько, что страница не грузится вообще.
На фоне этой неразберихи (у друзей грузится, а у меня нет) резко возросло число жалоб на провайдеров. Клиенты по всей стране стали массово расторгать договоры со своими интернет-провайдерами в надежде, что с другим будет лучше. Но ведь корень проблемы отнюдь не в этом. А в результате рынок интернет-услуг в стране начинает расшатываться.
— Пока от происходящего страдают главным образом интернет-провайдеры, ограничивающие доступ к YouTube, — заостряет внимание генеральный продюсер коммуникационного агентства «Дискурс» Максим Алексеев. — Блокировка происходит неравномерно — так что абоненты массово расторгают договоры, чтобы перейти к оператору с возможностью подключения к видеохостингу.
Изначально у замедления YouTube в России было две цели. Во-первых, продемонстрировать ответную реакцию на политику сервиса в отношении роликов, адресованных русскоязычной аудитории. А во-вторых, по возможности оградить россиян от негативных, а порой и оскорбительных видео, связанных с Россией.
Но, как это часто бывает в подобных ситуациях, запрет YouTube в большей степени отразится на российских пользователях, чем на самой компании. Причём в основном на тех, кто никакой «запрещёнки» не смотрит. Ведь абсолютное большинство людей воспринимает YouTube исключительно как самую популярную площадку для просмотра видеоконтента. Кто-то больше смотрит полезные ролики, кто-то развлекательные, кому-то нравятся музыкальные клипы и новинки, а кому-то интереснее многочисленные интервью, коих на платформе стало очень много. Не будем забывать и о самой младшей аудитории — огромное количество детей смотрят на YouTube мультфильмы.
А ведь есть ещё один огромный сегмент — те, кто использует YouTube не для получения информации, а для её передачи. Это компании, которые имеют свои YouTube-каналы и блогеры, зарабатывающие на производстве контента. По оценкам экспертов, потери российских блогеров и инфлюенсеров могут составить от 10 до 30% всех доходов. И сейчас они стоят перед выбором — или продолжать выкладывать туда видео в надежде, что аудитория будет находить способы просматривать их, или переходить на другие платформы.
— Российские авторы контента могут потерять значительную сумму денег из-за замедления YouTube, — уверен основатель российско-китайской транспортной компании RusTransChina Александр Стрельников. — Например, если видео будут загружаться медленно, рекламодатели могут потерять интерес к размещению рекламы на платформе, что может привести к уменьшению доходов для авторов контента. Кроме того, если видео не будут доступны для просмотра, они могут потерять доходы от монетизации.
— Пока рано говорить, кто больше пострадает от этого решения, — считает PR-менеджер сети кофеен-пекарен French Bakery SeDelice Данила Пивоваров. — Время покажет. На первый взгляд, от блокировки хуже всем. Однако можно сказать, что рекламодателям это очень неприятно: они годами выстраивали отношения с блогерами, а теперь им придётся искать новые площадки и способы рекламы.
Кроме того, Данила Пивоваров обращает внимание на то, что Google постепенно теряет такой большой рынок, как Россия. Монетизация уже давно была отключена у большинства наших блогеров, а недавно её отключили полностью. Возможно, позже всё вернётся на круги своя, но будет ли к тому моменту нужен в России YouTube — это вопрос, на который пока нет ответа.
Проблемы с YouTube, с одной стороны, открывают новые возможности для других видеосервисов — в первую очередь, отечественных. В СМИ сообщают о резком всплеске интереса к RuTube, VK Video, Дзен и т. д. Но пока по качеству работы они заметно уступают лидеру индустрии. Два года назад, когда начиналась первая волна разговоров о блокировке YouTube, стало очевидно, что достойно заменить эту платформу в России невозможно.
— В долгосрочной перспективе уникальный шанс для развития получили отечественные видеохостинги: VK Видео, VK Клипы, RuTube и NUUM, — констатирует генеральный продюсер коммуникационного агентства «Дискурс» Максим Алексеев. — Уверен, они начнут ускоренно сокращать своё технологическое отставание от YouTube на фоне быстрой миграции пользователей, а это расширит доступный рекламный инвентарь на рынке и станет плюсом для российского бизнеса.
В то же время, трафик из России на YouTube пока меньше не стал. Народ, наоборот, пока тема горячая, активно интересуется проблемой, проверяет, грузится ли у них видео, пытается искать варианты обхода блокировок и т. д. Часть пользователей даже скачивает нужные ролики себе на жёсткий диск, чтобы потом какое-то время смотреть без привязки к интернету и не зависеть от замедления. Это создаёт дополнительную нагрузку на оборудование провайдеров домашнего интернета.
Повысился также и мобильный трафик, но это, скорее, палка о двух концах. Для операторов это плюс, поскольку абонентам придётся чаще и больше платить за пакеты мобильного интернета. А для самих пользователей с ограниченным трафиком — наоборот, лишняя головная боль, ведь теперь приходится контролировать мега- и гигабайты куда тщательнее.
— В моменте запрет YouTube отрезает Россию от русскоязычного сообщества, а это как раз-таки на руку Google, — отмечает генеральный продюсер коммуникационного агентства «Дискурс» Максим Алексеев. — Даже в условиях санкций против многих отечественных блогеров видео из РФ активно смотрели за рубежом. Поэтому, блокировка сделает голос наших контент-мейкеров тише на мировой арене: фактически Google монополизирует платформу для распространения запрещённого контента.
В свою очередь, технический эксперт Игорь Мельник отмечает, что нельзя не учитывать экономические последствия блокировки или замедления YouTube. Причём именно в глобальном смысле, а не касаемо отдельных персон, доходы которых резко упадут.
— Для многих компаний, особенно малых и средних бизнесов, YouTube — это важный канал для привлечения клиентов и продвижения своих продуктов, — подчёркивает эксперт Игорь Мельник. — Потеря этого канала может привести к снижению доходов, что в конечном итоге скажется и на налоговых поступлениях в бюджет. А если говорить о крупных международных компаниях, то такие меры могут сделать российский рынок менее привлекательным для инвестиций.
Таким образом, основные последствия «санкций» к YouTube со стороны России намного больше навредят самим российским пользователям и организациям, которые от него зависимы долгие годы. Для американского видеохостинга катастрофой даже блокировка на территории России не станет, хотя и будет ощутимой. Но, с другой стороны, YouTube сможет ещё проще промывать мозги своей аудитории антироссийскими роликами. И этот аспект, независимо от дальнейшей судьбы платформы в нашей стране, необходимо держать на контроле. А российским аналогам YouTube пора наконец хвататься за свой шанс и улучшать свой функционал и качество сервисов.