Самым крупным по размеру иска по итогам июня стало дело о загрязнении почвы. Фермер Анатолий Белитченко, который занимается выращиванием зерновых культур, хочет взыскать с компании «Газпром Трансгаз Волгоград» более полутора миллионов рублей. Свой первый иск по этому делу Белитченко подал ещё в марте, но за несколько заседаний суд так и не разобрался в хитросплетениях этой истории.
Фермер утверждает, что «Газпром Трансгаз Волгоград» нанёс ущерб почвам на территории его хозяйства. В результате аграрию пришлось самому проводить необходимые восстановительные работы, потому что иначе сеять зерновые он не мог. Каким именно образом и от чего пострадали фермерские земли, не уточняется.
Сумма иска составляет почти 1,59 млрд рублей. Трудно представить, какого масштаба ущерб должен был быть нанесён почвам и к каким последствиям это привело. Добавим, что в качестве третьих лиц к судебному процессу привлечены три организации — надзорное ведомство (Россельхознадзор) и две лаборатории (Центр агрохимической службы и Центр лабораторного анализа и технических измерений).
Следующее заседание состоится 7 августа. Однако с учётом размера иска, масштаба ответчика и судебной практики прошлых подобных разбирательств можно предположить, что дело может затянуться ещё на несколько месяцев.
Ещё один мегакрупный иск минувшего месяца тоже связан с крупной структурой. Некий Евгений Павлович Танасенко требует с Минфина России в рамках корпоративных споров на 1,45 млрд рублей. В материалах дела указано, что истец хочет взыскать эти деньги как потерпевший в результате «преступлений и злоупотреблений властью» главы Минфина Антона Силуанова. Причём ущерб подсчитан с декабря 2012 года.
Впрочем, товарищ Танасенко очень часто подаёт различные иски в федеральные службы и министерства. Например, он уже пытался получить деньги от ФНС и Росгвардии (иск был направлен в адрес самого Виктора Золотова). В итоге Арбитражный суд Волгоградской области не дал ход этому делу, усмотрев в поданном заявлении сразу несколько нарушений, которые истец не учёл. Будет ли Танасенко пробовать стрясти 1,45 млрд рублей с Минфина ещё раз — можно только предполагать.
Тройку лидеров среди самых «дорогих» исков месяца замыкает дело о невыполнении обязательств по договорам поставки товаров. НПО «Мезон», занимающееся созданием систем автоматизации технологических процессов, выкатило иск на 543,8 млн рублей (в долларовом эквиваленте) к LTD RAR Electrical Works. Это европейский производитель электрооборудования с офисом в Великобритании.
Суть претензий довольно проста. Британская фирма-партнёр не обеспечила компанию «Мезон» деталями или оборудованием для производства выпускаемого ею товара. В результате истец недополучил выгоду от производства и последующей реализации своей продукции. Впрочем, дело пока не начато — в арбитражном суде обнаружили, что в поданных истцом документах есть некоторые недочёты, связанные с банковскими реквизитами. Как только они будут устранены, дело получит ход.
На 4-м месте в списке самых крупных исков месяца оказалось дело в отношении Донского электрометаллургического завода. Энергетическая компания «КомТЭК» требует с предприятия 125,3 млн рублей за долг по договору поставки электроэнергии. Сумма основного долга составляет 119,2 млн рублей, ещё 6,1 млн рублей добавилось сверху в качестве неустойки. Первое заседание по существу должно состояться 1 августа.
Замыкающим в топ-5 арбитражных дел июня стал иск астраханский перевозчик «ВИП Экспресс» к ИП Истанбуллу Татьяне Владиславовне из Волжского о взыскании задолженности по агентскому договору в размере 65, 7 млн руб. Стоит отметить, что ИП Истанбуллу является одним из «осколков» скандально известного автобусного перевозчика «Диана Тур». Истец тоже занимается деятельностью в сфере пассажирских перевозок.
Разногласия произошли на почве заключенного между сторонами в марте 2022 года агентского договора, согласно которому «ВИП Экспресс» представлял интересы ответчика. Теперь перевозчик надеется получить в качестве задолженности 65,7 млн рублей. Суд принял исковое заявление и предоставил ответчику время для подготовки мотивированного ответа на предъявляемые претензии. Возможно, какая-то ясность в деле наступит после предстоящего заседания, которое назначено на 29 июля.