Севастопольская набережная расположена вдоль Волго-Донского канала, который относится к числу Великих строек коммунизма, наравне со Сталинградской ГЭС и Беломорканалом. О соединении двух великих русских рек мечтал еще Петр Великий, но технически осуществить задуманное удалось лишь в середине прошлого века.
Интересно, что воплотить грандиозные планы могли на десятилетие раньше. Проект строительства канала был разработан еще в 1930-х годах, и утвержден Советом народных комиссаров СССР в 1940-м году. Но начать стройку помешала Великая Отечественная война.
Непосредственно к земляным работам приступили в 1948 году, а уже через четыре года, 1 июня 1952 года по каналу началось движение судов.
Водный путь длинной 101 километр возвели силами почти миллиона человек — это сопоставимо с нынешним населением Волгограда. Большую часть трудящихся составляли вольнонаемные рабочие, еще порядка 100 тысяч были военнопленные немцы и столько же заключенных ГУЛАГа.
К слову, день работы на стройке засчитывался за три в заключении. В завершении строительства свободу получили десятки тысяч человек, из них три тысячи были представлены к наградам.
Великая стройка коммунизма обошлась дорого — 20 тысяч человеческих жизней. Многие, помимо прочего, заработали проблемы со здоровьем. Страна же получила новую водную магистраль, связывающую Волгу с Доном, а изолированное Каспийское море с Мировым океаном.
Сегодня Волго-Донской канал — это и важный судоходный путь, и историческая достопримечательность. Вечерами здесь прогуливаются влюбленные парочки, семьи с детьми и компании друзей. Здесь можно отдохнуть в тени высоких деревьев, освежиться у фонтана или спуститься к берегу, чтобы полюбоваться самыми красивыми закатами в Волгограде.
Над Севастопольской набережной статно возвышается фигура Владимира Ильича Ленина — это главная доминанта променада и всей доканальной части района.
Над монументом кропотливо работали архитекторы Евгений Вучетич и Леонид Поляков. На данный момент это самый большой памятник Ленину в мире и одна из самых крупных статуй в принципе. В высоту он достигает 57 метров: 30 метров приходится на постамент и 27 метров на бетонного Ленина.
К слову, стоял он здесь не всегда. До марта 1962 года на входе в Волго-Донской канал возвышалась фигура Иосифа Сталина. Она была выполнена из самородной меди, специально добытой для строительства памятника. А работу над сооружением вели все те же архитекторы — Евгений Вучетич и Леонид Поляков.
Правда, прежний памятник вождю советского народа был несколько скромнее по размерам — всего 24 метра. В рамках процесса десталинизации памятник снесли. Причем сделали это всего за одну ночь, чтобы лишний раз не провоцировать жителей.
Затем долгие 7 лет постамент пустовал, пока в 1969 году не стартовали работы по возведению памятника Ленину. На этот раз из железобетона. Официально монумент открыли 20 апреля 1973 года — к 103-летнему юбилею вождя мировой революции.
В наши дни памятник более не несет идеологического подтекста. Для туристов — это интересное историческое место, поражающее в первую очередь своими исполинскими масштабами.
Полуостров Сарептский уже больше полувека украшает изящный белокаменный маяк. Расположен он на входе в Волго-Донской канал и хорошо просматривается с Севастопольской набережной.
Маяк был установлен в 1953 году в память о моряках Волжской военной флотилии, погибших при защите Царицына и Сталинграда. Он был спроектирован архитектором Ренатом Якубовым.
Стены памятника украшены чугунными рострами — изображениями носовых частей речных судов. Золоченными буквами на маяке выложена надпись: «Слава доблестным морякам Волжской военной флотилии, героически защищавшим Царицын (1918—1919), Сталинград (1942—1943)».
Сегодня памятник морякам — один из наиболее узнаваемых символов Волгограда. Мемориал прекрасно вписывается в окружающий его ландшафт и архитектурную композицию Волго-Донского канала. Он запечатлен на многих открыточных фотографиях и живописных полотнах.
Волго-Донской канал был выстроен как единый архитектурный ансамбль, в который вошло около 100 сооружений. Триумфальной арке первого шлюза было уделено особенное внимание, ведь она служит символическими воротами в канал.
И арка действительно впечатляет. В высоту сооружение достигает 40 метров. Венчают его акратерии — скульптурные навершия в виде флагштоков и щитов с символикой СССР. Фронтон же украшает надпись: «Слава советскому народу — строителю коммунизма». Со стороны Волги — «Слава великому Ленину». К слову, именно в честь вождя мирового пролетариата и назван канал.
Арка выполняет не только декоративно-идеологическую функцию, но и чисто утилитарную. В ее помещениях расположен механизм управления первым шлюзом. Этим объясняются неприметные окошки и балкончики на ее фасадах.
Всего на протяжении канала выстроено 13 шлюзов. И каждый украшает парадная арка. Но ворота первого шлюза, бесспорно, самые роскошные. Сюда стоит приехать хотя ради того, чтобы полюбоваться этим архитектурным исполином и сделать несколько памятных фотографий.
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Регион открытий-2024»