Posted 5 июля, 10:12
Published 5 июля, 10:12
Modified 6 сентября, 18:42
Updated 6 сентября, 18:42
На севере Волгограда вовсю кипит реконструкция бульвара на улице Дзержинского. Весной рабочие приступили к благоустройству второй очереди пешеходной зоны — от здания кинотеатра «Ударник» до улицы Шурухина. Контракт стоимостью 129 млн опять доверили ООО «ГринПарк».
Бульвар хотят превратить в аналог московского Арбата — протяженную пешеходную зону в исторической части города. Пока получается не очень. О проблемах первой очереди мы писали в отдельном материале. Но причина не только в невысоком качестве работ.
Первое, что бросается в глаза — отсутствие рослых деревьев. Прежде зеленый сквер заметно полысел после старта реконструкции, чему крайне возмутились местные жители.
На всем протяжении аллеи рабочие спилили несколько десятков взрослых тополей, голубых елей, сирень и можжевельник, которые росли здесь с советских времен. В мэрии заверили, что растения больны, и спасти их было нельзя.
Пустые пространства засадили молодыми елями, которые, конечно же, еще не дают никакой тени. На возмущения жителей чиновники ответили обещанием высадить еще около 150 деревьев на новом участке бульвара.
Олеся Излегощина, специалист по ландшафтному дизайну, считает, что существующий проект совершенно не учитывает климатические особенности местности. И этим современное благоустройство отличается от советского.
— Наш город — это практически полупустыня. А это значит, что у нас солнечно, очень жарко, и почти круглый год дует ветер с песком. Каждый день наши подоконники черные от пыли и грязи, которая летит беспрепятственно в наши дома и наши лёгкие. Ещё в советские времена были разработаны перечни деревьев и кустарников, которые имеют разный эффект для городской среды. Например, имеют ветро/пыле или газозащитную функцию. Это засухоустойчивые крупные деревья и кустарники, с плотной кроной и крупной листовой пластиной (например, клены) или с опущенными листьями, как лох серебристый или узколистный. Они дают тень, задерживают ветер с пылью, и дают жильё птицам, которые поедают мошку и комаров, — отмечает Олеся Излегощина.
Специалисты пошли простым, но дорогим путем, решив не учитывать существующие насаждения в проекте благоустройства. Эксперт уверена, что достаточно было провести омолаживающую обрезку существующих насаждений с подсадкой саженцев. К моменту вырубки больных растений молодые деревца уже бы окрепли.
Это помогло бы сохранить сотни тысяч бюджетных рублей, подчеркивает Олеся, ведь вырубка каждого дерева аукается в огромных тратах на взращивание новых саженцев.
— Там же росло много хвойных, сирени, тополей. И росли они там не один десяток лет без ухода и даже полива. Многое можно было сохранить и просто сделать формирующую или омолаживающую обрезку. Каждое такое растение — очень ценно, в том числе и в денежном эквиваленте. Достаточно посчитать стоимость саженца, транспортировки, выкопки ямы и посадки, стоимость полива, регулярного подвязывания, ежедневной работы садовника, чтобы он просто выжил и подрос. И тогда получится, что стоимость зверски выкорчеванных деревьев, которые и так, бесплатно росли здесь, огромная, — подчеркивает Олеся Излегощина
К слову, возможностей сэкономить у властей было много. И не только за счет хотя бы частичного сохранения существующих насаждений. Например, вместо дорогого и требовательного в уходе рулонного газона можно было высадить клевер. Он неприхотлив в уходе, не нуждается в покосе, при этом выглядит не хуже газона, который на бульваре уже местами высох.
— Все говорят, что нет достаточного финансирования. Но почему тогда то, где можно было сэкономить, абсолютно не ценится? — недоумевает волгоградка.
Пеньки от срубленных деревьев можно было спокойно использовать в качестве экологичных, бесплатных «лавочек» в зеленной зоне или в соседних дворах. Подобный опыт, например, был применен в Нижнем Новгороде при благоустройстве парка «Швейцария».
Но чтобы учесть такие нюансы, требуется индивидуальный, а не формальный подход и грамотная работа с ресурсами и местностью. Здесь же воспроизвели типичное волгоградское благоустройство, со всеми его недоработками. И это третья проблема «волгоградского Арбата».
Улица Дзержинского — уникальное для Волгограда место, где помпезные сталинки чередуются с застройкой начала 1930-х годов. В советское время бульвар представлял с собой уютную зеленую аллею, обрамленную густой растительностью, симпатичными фонарями и оградой, с цветочными вазонами и фонтаном перед «Ударником».
И при желании можно было бы воспроизвести эту историческую красоту. Иными словами оставить так, как было, но провести косметический ремонт: заменить тротуарное покрытие, скамейки, урны, фонари.
На первый взгляд нынешний проект концептуально схож с советским: в него даже включили строительство фонтана на площади перед кинотеатром. Правда, сухого. Но есть несколько важных отличий, которые «ломают» пространство и превращают его в типичное волгоградское благоустройство с банальными болячками: пустые пространства, расставленные по линеечке скамейки, непродуманное озеленение.
— На старых фотографиях хорошо видно, что центральная аллея была тенистая с узкими дорожками. Было уютно и камерно. А вот по бокам, на месте бывшей дороги, были широкие проходы, удобные для подъезда техтранспорта и обзора магазинов. Крупные деревья давали тень для домов, и защищали их жильцов от пыли, летящей с дорог. Это тот случай, когда лучше бы ничего не делали. Достаточно было уложить новое асфальтовое покрытие и провести омоложение существующих растений с посадкой новых, — сравнивает Олеся, — Сейчас принцип изменился. Не комфортно сидеть на голом плацу. Прежние узкие аллеи были куда приятнее для отдыха. Во всех парках самые популярные лавочки — это те, которые находятся поодаль, и ты можешь ни с кем не пересекаться взглядом. Здесь таких нет.
Можно возразить, что благодаря вырубке деревьев открылись фасады исторических зданий. Но ведь для достижения того же эффекта достаточно высадить низкорослые породы, которые не перекроют архитектуру и при этом создадут тень для отдыхающих здесь горожан.
Что касается исторических зданий, то большинство из них находятся в удручающем состоянии. Пока любоваться приходится облезлыми фасадами, аварийными балконами, колоннами и арками. Реставрация большинства из них запланирована лишь на конец десятилетия.
Есть опасения и за качество работ. Благоустроенная в рамках первой очереди аллея уже сейчас нуждается в ремонте. Спустя несколько месяцев после открытия парковой зоны начали рушиться мощенные плиткой тротуары: образовались огромные щели и провалы.
Проблема была в халтурном подходе. Брусчатку стелили поздней осенью сразу после укладки трубопровода, чтобы успеть сдать объект в сроки. В итоге грунту не дали время на осадку, и он осел уже с новой тротуарной плиткой, а сама аллея как будто «поплыла».
Сейчас работы по замене трубопровода также ведутся параллельно с мощением дорожек. Справедливости ради, в этот раз коммунальными работами занялись раньше, поэтому возможность избежать внезапных провалов есть.
Подводить итоги пока преждевременно. Работы все еще идут. Конечная картина может оказаться лучше того, что мы видим сейчас. По крайней мере, надежда на это в волгоградцах все еще теплится.