Posted 10 июня, 13:19

Published 10 июня, 13:19

Modified 15 июня, 13:26

Updated 15 июня, 13:26

Что не так с ЕГЭ

Слово на три буквы: как перегибы на ЕГЭ рушат психику школьников

10 июня 2024, 13:19
Фото: 1MI
Что не так с ЕГЭ
За минувшие 20 лет процедура сдачи ЕГЭ претерпела нещадные изменения. Сегодня госэкзамен — кладезь ошибок и перегибов, а еще огромный фактор стресса для выпускников. Разбираемся, что не так с ЕГЭ, и можно ли это исправить.

Страх, стресс, слезы: в чем проблема ЕГЭ

Каждый год Россию сотрясают новости о волне самоубийств школьников в преддверии ЕГЭ. В прошлом году на всю страну прогремели сразу несколько трагических случаев в Москве, Новосибирске, Брянске и Алтайском крае.

В этом году цепочка несчастий продолжилась. В апреле на одной из улиц Саратова обнаружили мертвым 17-летнего подростка. Одноклассники рассказали, что накануне он плохо написал пробник по биологии, за что его отчитала учительница.

Буквально на днях тело одиннадцатиклассника обнаружили под окнами жилого дома в Москве. По словам приемной матери, последние недели мальчик испытывал сильную тревогу из-за предстоящих экзаменов и даже посещал по этому поводу психологов.

Все эти трагичные случаи служат наглядной иллюстрацией сложившегося нездорового отношения к единому госэкзамену в обществе. Об этом же свидетельствуют результаты социологических опросов.

По данным сервиса онлайн-образования Skysmart, 57% выпускников испытают сильный стресс из-за ЕГЭ. Еще больше нервничают из-за предстоящих экзаменов десятиклассники — в этом признались 63% опрошенных.

Как итог, больше четверти старшеклассников (26%) вынуждены проводить по 5-6 часов на дополнительных занятиях еженедельно. В сумме складывается семидневная учебная неделя.

Школьники воспринимают ЕГЭ, как первое серьезное испытание. Экзамен подводит черту всей школьной жизни и определяет будущее. Насколько оно будет успешным зависит от набранных баллов. Не сдать ЕГЭ — значит испортить себе жизнь. В этом многие выпускники не сомневаются.

Подобные установки оказывают на еще неокрепшую подростковую психику серьезное давление. И ведь взялись они не из «неоткуда». Учителя и даже родители нередко подпитывают эти гнетущие представления о ЕГЭ, руководствуясь прагматичными, на их взгляд, соображениями, отмечает эксперт Татьяна Федорова.

— Я считаю, что психологические переживания выпускников связаны с давлением родителей и учителей, чтобы ЕГЭ был сдан на максимально высоком уровне и обеспечил поступление на бюджет. Понятно желание родителей бесплатно дать детям высшее образование. Ясна мотивация учителей, получающих премии и бонусы по результатам экзаменов. И те и другие заинтересованы в деньгах, и поэтому — вольно или невольно, осознанно или нет — давят на детей, — считает Татьяна Федорова, руководитель детского театра «Толк» и компании по подготовке специалистов «Академия спец», мама троих детей.

Детей лишают альтернативной картины будущего, поэтому в случае неудачи на экзамене у подростков складывается ощущение «конца жизни». В условиях напряжения из-за груза ответственности подростки живут всю старшую школу. И пока одни школьники способны совладать с собственными переживаниями, у других стресс приводит к проблемам со здоровьем или выплескивается в крайних формах.

В ежовых рукавицах

Еще один фактор стресса — сама процедура сдачи экзамена. За годы существования ЕГЭ она окончательно растеряла человеческое лицо.

Требования к допуску в пункт проведения экзамена (ППЭ) едва ли мягче, чем осмотр в СИЗО: ученик проходит через рамки металлодетектора, а все лишние вещи оставляет на хранение в специальном конверте. С собой можно взять лишь ручку, перекус, воду и лекарства.

Весь процесс экзамена снимается на камеры. Любые перемещения внутри ППЭ, в том числе поход в туалет, осуществляются в сопровождении ассистентов.

И вроде бы на письме меры строгие, но оправданные. На практике же такие установки и требования нередко порождают «перегибы на местах».

Достаточно вспомнить недавний случай в воронежской школе. Там выпускниц вынудили раздеться до нижнего белья из-за сработавшего металлоискателя. В попытке найти запрещенный предмет школьниц заставили сорвать все металлические украшения с одежды и даже снять пирсинг. Об унизительном досмотре также рассказали ребята из Московской области и Чувашии.

Еще одна сомнительная, но укоренившаяся практика — туалеты без дверей. В некоторых школах таким нехитрым способом пытаются бороться со списыванием. Двери либо полностью снимают, либо укорачивают, как, например, сделали в одной из школ Татарстана. О подобных жалобах от школьников и родителей регулярно рассказывает глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина.

Стоит ли говорить, что такая гнетущая и во многом унизительная атмосфера не играет на пользу экзаменуемым и может оставить глубокие эмоциональные шрамы.

— Испытания, такое как ЕГЭ и без того является сильным стрессом для подростков. Жесткий порядок и многочисленные правила лишь усугубляют этот стресс, создавая атмосферу недоверия и страха. Более того, жесткие рамки и строгие правила могут привести к развитию тревожных расстройств и депрессии у выпускников. […] Психологическое благополучие подростков должно быть в приоритете, чтобы они могли полноценно раскрыть свой потенциал и успешно пройти через этот важный этап своей жизни. А не получать тяжелые психологические травмы в процессе подготовки и прохождения экзаменов, — подчеркивает Дмитрий Шкинев, практикующий психолог.

По мнению Дмитрия, подобные перегибы свидетельствуют о необходимости совершенствования существующего регламента. Да, в документе ничего не сказано о необходимости снимать двери в туалетных кабинках или догола раздевать учеников на рамках. Но и прямого запрета подобных неэтичных практик нет.

— Люди, ответственные за проведение экзаменов, должны понимать границы разумного применения правил и уважать личное пространство и достоинство экзаменуемых. Должны быть разработаны и строго соблюдаться инструкции, которые исключают возможность возникновения унизительных ситуаций, — добавил эксперт.

Волгоградских родителей тоже далеко не все устраивает в организации ЕГЭ. Многих возмущает, например, тот факт, что детям приходится ездить в отдаленные учебные заведения.

Все из-за запрета сдавать экзамен в своей школе. В итоге выпускники зачастую вынуждены добираться в другие районы города. А школьники из небольших сел в области вовсе сдают ЕГЭ в соседних поселках или городах, доехать до которых — то еще приключение.

Причем собирают детей часто за несколько часов до экзаменов. За парту школьники садятся уже утомленными и изможденными жарой.

— Собирают сильно заранее. Иногда почти за три часа до начала экзамена. Приезжаем, в итоге, тоже намного раньше. Стоим у дверей, затем долгое время сидим в душном классе. В нашу жару это почти пытка, — рассказал «НовостиВолгограда.ру» один из волгоградских выпускников.

Родительское сообщество неоднократно выступало за проведение госэкзамена в родной школе. С оговоркой, что следить за процессом будут наблюдающие из других учебных заведений. Родители уверены, что такая мера, кроме прочего, поможет избежать перегибов, и обеспечит подросткам более комфортные условия для написания экзамена. Но до сих пор к инициативе не прислушались.

Отчасти, это связано с тем, что не все школы получают аккредитацию для проведения ЕГЭ, так как не соответствуют установленным для этого требованиям. Скажем, для проведения экзамена по английскому ППЭ должен иметь лингафонный кабинет, но далеко не каждая школа может похвастаться его наличием.

Не стоит списывать со счетов и банальное опасение, что школьники начнут повально делать тайники со шпаргалками или заранее оставлять какие-то пометки. В этой ситуации Рособрнадзору проще оставить все, как есть. Даже если это сопряжено с неудобствами для школьников, учителей и родителей.

Менять или отменять?

Подвижки с сторону гуманизации процесса сдачи ЕГЭ все же есть. В этом году одиннадцатиклассники получили право пересдать один из предметов, если его результаты не устраивают.

Да, есть нюанс: в этом случае засчитываться будет результат только второго экзамена, даже если он написан хуже первого. Но сама такая опция стала психологическим облегчением — у подростков появилось право на ошибку.

Это нововведение показало, что единый госэкзамен поддается реформации. И вовсе не обязательно идти на крайние меры и отменять ЕГЭ, а на его пепелище строить что-то новое. Достаточно пересмотреть существующие драконовские практики.

Об этом же говорит депутат волгоградской облдумы, профессор Алексей Буров, комментируя внесенный в Госдуму законопроект о полном запрете ЕГЭ. Авторы, желая склонить законодателей и общественность на свою сторону, указывают на рост самоубийств школьников из-за ЕГЭ.

Буров предлагает не спешить и найти компромиссное решение, а именно доработать ЕГЭ, включив в него, например, элементы традиционных госэкзаменов.

—  ЕГЭ был создан для борьбы с коррупцией в вузах, для того, чтобы выпускники из разных регионов имели одинаковые шансы на поступление. Здесь были достигнуты успехи. При этом отрицать недостатки единого госэкзамена тоже нельзя. Исчезло общение с поступающими, экзамен стал бездушным расставлением галочек. Количество суицидов выросло на этом фоне. […] Я все же считаю, что нам нужно искать компромисс. Такие важные вопросы не решаются так просто. Нужно создать некую комбинированную систему, которая вбирала бы все хорошее от ЕГЭ и традиционных госэкзаменов. Возможно, сейчас начинается процесс поиска этого самого решения, — считает Алексей Буров.

Правда, сами законодатели, кажется, всерьез намерены избавиться от ЕГЭ и вернуть ему на смену традиционные госэкзамены. Как это будет выглядеть на практике непонятно, ведь прежняя система во многом устарела и также не лишена недостатков. Сейчас потуги авторов походят скорее на плевок против ветра: законопроект сырой и явно нуждается в проработке.

Будьте морально готовы

Не стоит недооценивать важность моральной подготовки к ЕГЭ. Связь между уровнем стресса и результатом на экзамене — самая прямая, говорят психологи. Это осознают и сами школьники: по данным соцопроса SkySmart, 24% выпускников беспокоятся что «завалят» экзамен именно из-за волнения.

Конечно, полностью избавиться от переживаний вряд ли удастся. Уж слишком много факторов, влияющих на состояние школьника, включая индивидуальные особенности психики. Но кое-что родители сделать могут.

В первую очередь стоит перестать взваливать на ребенка свои требования и ожидания. Это лишь усиливает чувство тревоги и страх перед экзаменом.

При подготовке к ЕГЭ не стоит запрещать подростку вести привычную для него жизнь: гулять с друзьями, играть в компьютерные игры или ходить в кино. Важно соблюдать баланс между отдыхом и учебой, чтобы голова оставалась ясной, а психика не перегруженной.

Необходимо выстроить доверительные отношения с подростком, обсуждать с ним его тревоги и страхи. Через разговоры подталкивать его к учебе, или, наоборот, к отдыху после длительных занятий.

Последние несколько дней перед экзаменом — самые сложные. Но даже если кажется, что нервы вот-вот сдадут, не рекомендуется употреблять успокоительные препараты. Их действие может оказаться неожиданным и привести к снижению умственной активности. Известны случаи, когда экзаменуемые просто засыпали во время экзаменов.

Будет полезно освоить различные дыхательные техники, которые помогают расслабиться и сосредоточиться на заданиях. Все это сейчас без каких-либо трудностей можно найти в интернете.

Хочется верить, что в будущем факторов стресса у выпускников станет меньше. Необходимость изменений в процедуре сдачи госэкзамена сегодня налицо. Значит ли это, что нужно полностью отказаться от формата ЕГЭ? В этом есть сомнения. Ведь куда проще выработать и внести коррективы в уже работающий механизм, чем на горячую голову возводить новый.