Россияне по всей стране столкнулись с трудностями при оформлении ж/д билетов на южные направления: преимущественно Анапу, Геленджик, Новороссийск и Адлер. Их попросту не хватает всем желающим.
Приобрести билеты проблематично даже за 90 дней до даты отправления. Причем нередки случаи, когда уже в 8 утра, в день старта продаж, добрая часть билетов недоступна для покупки. Так что даже дежурства на сайте РЖД могут не принести успеха.
Корреспондент «НовостиВолгограда.ру» убедилась в наличии проблемы на собственном опыте. Формально билеты есть, но выбор мест невелик: по 5-6 мест в вагоне. Как правило, остаются свободными верхние «боковушки», купе для инвалидов или места в вагонах типа «люкс». Если одиночки еще могут беспрепятственно приобрести билеты на юг, то у семей с детьми или больших компаний могут возникнуть трудности.
Сложности возникают в том числе из-за частого «падения» сайта. Даже если билеты есть в продаже, при попытке их оформления нередко выскакивает сообщение об ошибке. Пользователям приходится откладывать покупку, но за час-два их отсутствия билет может «уйти» уже другому покупателю.
— Чтобы купить два билета в Пятигорск, пришлось потанцевать с бубнами. Сначала мы обнаружили, что хороших мест практически не осталось ни в плацкарте, ни в купе, хотя брали за 60 дней. Потом, когда мы все-таки смирились с боковушками у туалета, попытались купить билеты. Но сайт упал. Несколько раз мы пытались оформить и произвести оплату, но выдавалась ошибка. Пришлось отложить покупку на утро следующего дня, — рассказывает волгоградка Татьяна Рязанцева.
Подобных жалоб довольно много. В РЖД пользователям объясняют, что ошибки в работе сайта или приложения связаны с высокими нагрузками, из-за чего замедляется работа систем.
На нехватку билетов жалуются не только рядовые пользователи, но и турфирмы. В этом случае ситуация еще сложнее, ведь нередко требуется приобрести не два и не три билета, а сразу около десятка.
— Действительно есть такая проблема. К нам часто приходят люди и просят оформить билеты на поезд. Но мы вынуждены отказывать. Есть возможность забронировать билеты у РЖД заранее по заявке от турфирмы, но это в случае с более-менее большими группами, и когда заранее известна дата отправления. В остальных случаях мы предлагаем приобрести билеты на автобус. С ними проблем сейчас нет, — комментирует директор одной из волгоградских турфирм.
Схожая ситуация с нехваткой билетов наблюдалась и в минувшем году. РЖД и перевозчику «Гранд Сервис Экспресс» даже пришлось прибегнуть к экстренным мерам — выпустить на линии старые вагоны со сроком эксплуатации свыше 25 лет.
Самые очевидные причины билетного дефицита — высокий турпоток в сезон отпусков и закрытие ряда аэропортов на юге.
Первое в объяснении не нуждается. Что касается второго, то после начала СВО и прекращения авиаперевозок на популярные южные направления, добраться до курортов стало возможно только автомобильным транспортом или по железной дороге. Соответственно, количество пассажиров существенно возросло, чего нельзя сказать о вагонах.
В РЖД косвенно подтверждают наличие проблемы и, с их слов, предпринимают для улучшения ситуации необходимые меры.
— По информации Приволжского филиала АО «ФПК» в летний период отмечается высокий спрос на билеты в поезда, следующие в направлении Черноморского побережья и курортов Кавказских Минеральных Вод. В этом году для перевозок пассажиров, помимо регулярных поездов, в летний период будут назначены дополнительные сезонные поезда, — сообщили «НовостиВолгограда.ру» в пресс-службе ПривЖД, филиала ОАО «РЖД».
РЖД также намерены увеличить количество вагонов в поезде. Но нужно понимать, что здесь действуют ограничения.
В среднем пассажирский поезд дальнего следования состоит из 15 вагонов, но в курортный сезон их увеличивают до 20. Больше — нельзя. Это обусловлено длиной пассажирских платформ, мощностью локомотива и другими техническими ограничениями. Так что прицепить сразу десяток вагонов к каждому поезду не получится.
Пустить еще больше поездов также не представляется возможным. Это связано с пропускной способностью сети железных дорог: ради пассажирских составов придется потеснить грузовые поезда. Об этом в интервью «Парламентской газете» рассказал председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.
— Нужно понимать, что огромное количество грузов доставляется по тем же путям, по которым едут и пассажирские поезда. Инфраструктура двойного назначения. Есть определенное расписание движения, и оно должно четко выполняться. Поэтому невозможно запустить больше поездов, чем есть сейчас. То есть какой-то гандикап есть, но, по сути, мы должны грузы отменять ради пассажиров. Но грузы тоже важны, — объяснил Илья Зотов.
Увеличить пропускную способность, считает Зотов, можно за счет ускорения составов и связки регионов поездами типа «Ласточки». Но это — не оперативно решение, реализация таких планов потребует время.
Пока у официальных перевозчиков с билетами туго, на сайтах бесплатных объявлений настоящее изобилие. По запросу «ж/д билеты» выпадает немало предложений от перекупщиков.
У некоторых продавцов в наличии десятки билетов в купе и плацкарт. Покупателю их как бы «уступают», но за вознаграждение. Как правило, продавцы просят сверху от 1 до 2 тысяч рублей за каждый билет.
На словах схема простая: продавец делает возврат билетов, они становятся доступны на сайте, покупатель их тут же бронирует. На деле же билеты могут поступить в систему не сразу. Стоит отвлечься, и они тут же утекут другому пользователю, рассказывает директор одной из волгоградских турфирм. Так что грань между перекупщиками и мошенниками здесь очень тонкая.
— Сейчас действует упрощенная процедура возврата билетов. То есть вернуть билеты можно в несколько кликов и до фактического отправления поезда без переплаты. Этим пользуются перекупщики, ведь никаких рисков они не несут. А для покупателя это может обернуться потерей денег. У моей знакомой был такой случай. Продавец получил деньги, снял бронь, а билеты в систему поступили спустя время. И их тут же выкупил другой человек. То есть схема эта ненадежная. Да и обычных мошенников списывать со счетов тоже не стоит, — рассказывает наша собеседница.
Встает логичный вопрос, а откуда у перекупщиков столько билетов, и почему они исчезают так быстро? На самом деле, ограничений на покупку билетов одним человеком не существует, и формально можно спокойно выкупить все купе, а в случае необходимости просто оформить возврат.
Что касается второго, то перекупщики активно пользуются специальными программами, которые выкупают билет автоматически при его появлении на сайте перевозчика, рассказывает директор по развитию и коммуникациям сервиса Твил Оксана Шустикова.
— Конечно же, посредники выкупают часть билетов, что приводит к ситуации, когда приобрести билеты можно, но по значительно более высокой цене. Дефициту билетов способствует и то, что сейчас есть практика предварительной покупки билета с помощью специальных сервисов, которая, используя данные пассажира, выкупает для него билет мгновенно, как только он появляется в продаже, — комментирует Оксана Шустикова.
Через эти же сервисы работают и так называемые «помогалы». Люди, которые за вознаграждение, помогают с оформлением билетов на дефицитные направления. Но тогда придется передать свои персональные данные совершенно незнакомому человеку: без них билет не оформить.
Купить билеты все еще реально: главное почаще мониторить сайты перевозчиков. В приложениях, как правило, есть возможность включить автоматическое отслеживание. Как только билет появляется в доступе, человеку приходит уведомление. А поступить билеты могут в любой момент и сразу целой партией: перевозчики намеренно выпускают их дозировано.
Чтобы повысить свои шансы можно прибегнуть к некоторым уловкам. Директор по развитию и коммуникациям сервиса Твил Оксана Шустикова советует приобретать билеты в кассах. Для оффлайн продаж действуют квоты.
— Опытные путешественники советуют, как раньше, попытаться утром в день, когда открываются продажи билетов, купить их в кассе, как в добрые старые времена, потому что на оффлайн выделяются некоторые квоты. Если же такое невозможно, можно попытаться купить билет на сайте перевозчика рано утром — иногда в таком случае может повезти, — советует эксперт.
Реалии таковы, что «выловить» билет на юг куда проще за несколько дней до отъезда, чем сразу после старта продаж. В этот период, как правило, начинается волна возвратов: билеты возвращают как перекупщики, так и рядовые граждане. К тому же, ближе к дате отправления в систему поступают билеты из резервов перевозчика, так что шансы найти хорошее место сильно возрастают.
Неожиданно для многих мы оказались в советских реалиях, когда покупка заветного билета была той еще головоломкой. Кончится курортный сезон, и ситуация нормализуется. Но без коренных изменений решить проблему не удастся: а значит дефицит будет с нами от отпуска к отпуску.