Согласно масштабному исследованию Банка России, жертвами аферистов, которые работают через телефонную связь или современные технологии, чаще всего становятся довольно молодые люди, а отнюдь не пенсионеры. По статистике большинство случаев приходится на пострадавших в возрасте от 25 до 44 лет, т. е. максимально активных в социальном плане и находящихся на пике трудоспособности людей. Пожилые же попадаются на удочку мошенников реже — эта группа находится на втором месте по частоте случаев.
Что касается разделения по половому признаку, то женщины становятся жертвами мошенников в 2 раза чаще мужчин — 66% обманутых телефонными аферистами являются именно женщины. Это объясняется тем, что ими чаще движут эмоции и эмпатия, поэтому в порыве желания помочь «оказавшемуся в беде» они порой становятся слишком доверчивыми.
— Когда киберпреступники выбирают целью женщин, они ориентируются на такие их качества, как доброта, сочувствие и желание помочь, — рассказывает руководитель территориального учреждения Банка России Роман Рахматуллин. — А вот у мужчин слабые места обычно связаны с недовольством своим жизненным статусом, невысоким заработком, проблемами с самореализацией и т. д.
Наиболее популярным средством для развода своих жертв у мошенников является смартфон. По статистике более 80% случаев преступлений из этой сферы совершаются именно при помощи мобильных телефонов. Остальное приходится на компьютеры, банкоматы и т. п.
К слову, в последнее время напрямую через звонки мошенники стали действовать реже. Наоборот, растёт доля текстовых сообщений от аферистов. Например, 22% телефонных разводов в прошлом году произошло через мессенджеры, а чуть более 21% — через другие способы с использованием смартфона (установка вирусных приложений, просьба продиктовать код из SMS и т. д.).
В 2023 году в России было совершено 676 тысяч киберпреступлений. В этом году динамика настораживает ещё сильнее. Только в первом квартале рост таких преступлений по Волгоградской области составил 11%. С января по март жители нашего региона лишились из-за мошенников 444 млн рублей. Вернуть из них пока удалось лишь 19 млн рублей.
По словам начальника отдела по борьбе с IT-преступлениями областного управления ГУ МВД Максима Ананьева, более 50% всех киберпреступлений на сегодняшний день попадают под категорию тяжких, т. е. в них фигурируют очень крупные суммы денег. Жители Волгоградской области теряют за один раз сотни тысяч рублей, а то и миллионы.
Варианты новых способов обмануть своих жертв у мошенников появляются с пугающей частотой. Наряду с совершенно новыми и технологичными схемами разводов аферисты продолжают пользоваться и старыми, проверенными методами, которые тоже зачастую срабатывают.
В числе относительно новых схем телефонных мошенников — звонок от имени мобильного оператора. Абоненту сообщают, что срок предоставления услуг сотовой связи истекает и его необходимо продлить. Для этого нужно всего лишь подтвердить номер телефона, тем самым как бы показав, что вы им продолжаете пользоваться.
Далее приходит SMS-сообщение с 4-значным кодом, причём не с какого-нибудь незнакомого номера, а как будто от мобильного оператора. И человек, ничего не подозревая, сообщает эти четыре цифры. Далее его просят перейти по ссылке и ещё раз ввести код, после чего мошенники получают доступ к аккаунту своей жертвы на Госуслугах.
Бывает, что после «звонка от оператора» абоненту приходит сообщение с кодом, который его просят продиктовать. Этот код позволяет злоумышленникам зайти в личный кабинет абонента и сделать свои грязные дела. Например, настроить переадресацию на свой номер, чтобы затем подтверждать различные нелегальные операции от вывода средств с привязанной к номеру карты до оформления кредита.
Даже совершенно безобидная, на первый взгляд, просьба принять участие в опросе или проголосовать за детей на конкурсах может обернуться потерей денег. Мошенники взламывают аккаунт человека и отправляют такие ссылки его родственникам и друзьям с просьбой проголосовать. Ничего не подозревающий абонент нажимает на ссылку… и запускает вирус, который предоставляет преступникам доступ к смартфону.
Ещё один довольно свежий способ дурить людей основан на серии звонков якобы от банка, которым пользуется жертва. Человеку звонят каждый день и через голосового помощника предлагают какую-то банковскую услугу (например, оформить кредитную карту). Абонент несколько раз берёт трубку и после того, как слышит, что ему втюхивают какое-то очередное предложение, отключается.
С третьего/четвёртого/пятого раза очередной такой звонок уже выведет человека из себя, и в какой-то момент на том конце трубки прозвучит вопрос примерно такого содержания: «Хотите ли вы отключить получение предложений от нашего банка?». И если раздражённый клиент всё же ответит вожделенное «да», это будет означать, что он дал добро на некие финансовые операции со своими средствами.
В последнее время аферисты всё чаще пытаются зайти в личный кабинет потенциальной жертвы на портале Госуслуг. Для чего они это делают? Тут всё просто. Во-первых, так можно получить исчерпывающую информацию о человеке — узнать его долги, штрафы и другие конфиденциальные данные.
Во-вторых, там хранятся все его документы, которыми злоумышленники могут воспользоваться в своих преступных целях вплоть до того, чтобы оформить на человека кредит или микрозайм. Поэтому к возможному доступу мошенников к Госуслугам стоит относиться максимально серьёзно.
Низкий процент раскрываемости киберпреступлений и случаев телефонного мошенничества говорит о том, что лучше постараться не допустить подобную ситуацию. Чтобы не попасть в лапы аферистов и не отдать мошенникам деньги, нужно придерживаться нескольких несложных правил. Итак, что делать, если звонят мошенники?
Максимально защититься от аферистов может каждый, но полностью обезопасить свои средства от мошенников невозможно. Поэтому важно постараться с особой осторожностью относиться ко всем финансовым операциям и хранить в тайне свои пароли, коды и другую персональную информацию. Чем бдительнее все мы будем, тем меньше шансов одурачить нас останется у мошенников.