Антикоррупционный ураган, начавшийся в рядах Минобороны с назначением нового главы ведомства Белоусова и даже чуть раньше, сметает с должностей все новые высокие чины. Причем речь идет не просто об увольнении по дискредитирующим основаниям, а об уголовных делах по серьезным статьям и, соответственно, арестах.
Вслед за арестами заместителя министра обороны Тимура Иванова и начальника управления кадров Минобороны Юрия Кузнецова на нары на время следствия отправился и уроженец Волгоградской области экс-командующий 58-й армией Иван Попов.
Хотя новость об аресте прогремела 21 мая, сама процедура состоялась еще 17 числа. Согласно судебным документам, Попову вменяют ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершённое организованной группой в особо крупном размере).
Следователи предполагают, что Иван Попов с группой сообщников продавал металл, предназначенный для строительства инженерных сооружений 58-й армии. Причем поставлен он был в рамках гуманитарной помощи, а затем «ушел налево».
В подельниках и фигурантах значатся кубанский бизнесмен и офицер ЮВО, якобы с ведома Попова растащившие и продавшие несколько тысяч тонн конструкций на сумму в 100 млн рублей.
Попову идет 50-й год. Родился он в в Даниловском районе Волгоградской области в семье военного. В его послужном списке:
Перед СВО Попов успел покомандовать 20-й отдельной гвардейской мотострелковой бригадой ЮВО в Волгограде, штабом 22-го армейского корпуса Черноморского флота и Симферопольским военным гарнизоном.
С момента начала СВО Попов возглавил штаб 11-го армейского корпуса Балтийского флота. В 2023 году ему доверили пост командующего 58-й армией, сражающейся в Запорожской области.
Однако затем Попова отравили в Сирию, а в январе текущего года начались вопросы следователей по делу о превышении должностных полномочий во время пребывания на должности командующего 58-й армией.
— У меня, например, арест генерала Попова не вызывает радости. Попов слыл одним из самых толковых генералов, попавших в опалу после личного конфликта с Шойгу. Чистки — это хорошо, но тогда должны дотянуться и до других генералов при Шойгу, про которых в армии «легенды» ходят, — отметил военный эксперт Антон Щепетнов.
На «мажорного» генерала Попов не тянет. Живет он скромно в обычной девятиэтажке в Дзержинском районе Волгограда. А в Москве предположительно жил в съемном или ведомственном жилье. Что совсем не похоже на образ жизни Тимура Иванова с его гламурной женой и дворцом в Москве.
Автопарк Попова также не впечатляет роскошью. Это Chevrolet Cruze и Mitsubishi Outlander.
По словам Антона Щепетнова, военные очень уязвимы не только на поле боя, но и в контексте хозяйственной деятельности.
— У любого военачальника и у любого успешного полевого командира, что у ополченцев Донбасса, что у генералов — наших военачальников, есть скелет в шкафу. И достать его не составит никакого труда. Было бы желание. Но обратный момент. Если желания нет, то не то, что скелета в шкафу, динозавра в шкафу не заметят. Если нет желания. Вот и все.
Пророссийские блогеры и военкоры очень уважительно отзываются о Попове и в их комментариях даже сейчас нет злорадства или хейта.
— Честно говоря, я до сих пор в шоке. Как в шоке и те, кто хорошо знал командарма Ивана Попова, который летом 2023 года, выстроив в полосе своей армии (в отличие от многих своих смежников) отличную многополосную линию обороны, по сути, спас нашу армию от разгрома, а страну от позора, — написал блогер Юрий Подоляка.
- Мои знакомые военные отзывались об Иване Попове как об одном из лучших командующих, — отметил экс-спикер парламента Новороссии и бывший депутат Верховной Рады Украины от Партии регионов Олег Царёв.
Антон Щепетнов советует не торопиться делать выводы.
— Военные на таких постах действительно очень уязвимы. Помимо хоздеятельности, у каждого военачальника, как у хирурга, есть свое кладбище. У каждого, у любого. Даже самого успешного. Другое дело, поставит ли ему это кладбище в вину, или поставят в заслугу. Вот тут, как посмотреть. А посмотреть могут очень по-разному.
Наш собеседник одновременно предостерег СМИ от травли военных, поскольку у самых принципиальных есть своеобразный способ решать доказывать свою невиновность максимально радикальным поступком. И история знает тому много примеров.
Ранее эксперт Щепетнов говорил об «антикоррупционной эйфории» в связи с арестами в Минобороны.