Posted 7 мая, 08:30

Published 7 мая, 08:30

Modified 7 мая, 08:32

Updated 7 мая, 08:32

Доходы от вездеходов: как в России зарабатывают на бездорожье

7 мая 2024, 08:30
Более половины территории России занимают непроходимые леса и тайга. А более трети приходится на зону вечной мерзлоты. А ещё немало степей, гор и даже пустынь. Всё это — отличный повод как можно чаще пользоваться вездеходами, чтобы добраться до места. А это, между прочим, очень выгодный бизнес.

Вы когда-нибудь задумывались, как доезжать до места назначения, например, из аэропорта какого-нибудь северного города? Зачастую там не ходят такси, а ехать приходится как раз на вездеходах, на которых можно преодолеть в том числе метровые сугробы.

— В арктически районах России в ближайшие 10 лет потребность в вездеходах составит порядка 20 тысяч штук, — объясняет вице-президент Торгово-промышленной палаты России Илья Зубков. — Если добавить к этому другие регионы и гусеничную технику, то получается серьёзный потенциал для роста этого рынка.

На сегодняшний день рынок вездеходной техники в России оценивается приблизительно в 24 мрд рублей. Примерно треть приходится на вездеходы колёсного типа, которые могут ездить как по бездорожью, так и по обычным дорогам. Доля гусеничных тракторов тоже занимает почти треть от всех объёмов рынка. А остальное составляют водная и мототехника.

В Волгоградской области тоже выпускают свои собственные внедорожники, не имеющие аналогов. Уникальные вездеходы VuazAgro изначально разработал волгоградец с испанскими корнями Дмитрий Феррейра Опасо. В основном их используют в полях на фермерских хозяйствах, где нужно часто перемещаться по бездорожью. Но вполне возможно, что в ближайшем будущем эту технику будут использовать не только в секторе АПК — сейчас производители обсуждают возможные варианты сотрудничества с Министерством обороны РФ.

Российский опыт производства вездеходов

Один из ведущих отечественных производителей вездеходов — компания «Трэкол». История её основания уходит ещё в советское время. Тогда в конце 80-х учёные из лаборатории по разработке машин повышенной проходимости Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ) решили открыть своё дело.

Поначалу всё было довольно сложно, но в нулевые бизнес наконец пошёл в гору. Компания продолжает придумывать не только новые модели, но и усовершенствует отдельные детали. Например, там изобрели шашечный рисунок на шинах, который позволяет ставить колёса любой стороной.

Самой популярной моделью является вездеход «ВЕГА» за 8 млн рублей. Его можно эксплуатировать в морозы до -60° С, плюс он может использоваться для перемещения по воде. Все вездеходы компания производит сама, включая все детали и узлы. Единственная проблема — это двигатели, потому что в России они в основном танковые или для «Камазов» и «Уралов», т. е. очень громоздкие по габаритам и не подходящие для вездеходов, которые должны передвигаться в том числе вплавь.

В 2023 году «Трэкол» выпустила 375 вездеходов, которые были реализованы на общую сумму более 4,5 млрд рублей. Примерно половину компания продала напрямую, а остальное — через дилеров.

Проблемы рынка вездеходов

Поставка двигателей — не единственное слабое звено в выпуске отечественных вездеходов. Хватает у производителей и других проблем — дефицит кадров, нехватка автозапчастей, трудности с сертификацией, высокий утилизационный сбор и т. д. В ТПП РФ прикладывают усилия, чтобы решить некоторые из этих вопросов, в том числе по законодательной части и с точки зрения расширения географии сбыта.

— Мы стараемся помогать находить друг друга поставщикам и производителям, а также продвигаем интересы российских производителей вездеходов через различные выставки, ярмарки и т. д., — рассказывает вице-президент ТПП РФ Илья Зубков. — Плюс в ТПП мы помогаем найти выходы на новые региональные и зарубежные рынки.

Ещё один крупный производитель — группа компаний «Север». Они выпускают аэролодки и имеют выручку около миллиарда рублей. Причём если поначалу они ориентировались на рыбаков и охотников, то сегодня основными клиентами стали добывающие компании.

А «Арктик Трак» специализируется на модификации уже существующих моделей обычных автомобилей (в основном внедорожников) в вездеходы, оснащая их шинами низкого давления и другими деталями, перенастраивая электронику и т. д.

Компания «Арктик Трак» работает по трём направлениям. Во-первых, непосредственно доработка автомобилей и последующая продажа как вездеходов. Во-вторых, тюнинг машин клиентов под их конкретные желания. В-третьих, прокачивают внедорожники для дилеров, которые затем их продают как уникальные модели.

По словам вице-президента ТПП РФ Ильи Зубкова, в 7 из 9 российских регионов, расположенных (полностью или частично) в арктической зоне, действуют региональные торгово-промышленные палаты, благодаря работе которых удаётся налаживать взаимодействие между производителями вездеходов и их потенциальными клиентами, а также вырабатывать новые документы для планомерного развития отрасли.

А развивать в этой отрасли есть что. Вездеходы нужны не только для отдалённых регионов и добывающих компаний, но и для поисковых и аварийно-спасательных работ, для транспортировки грузов в труднодоступные населённые пункты и т. д. Этот рынок не просто востребован — у него есть все предпосылки для того, чтобы заметно расти дальше и в том числе двигать вперёд экономику страны.

Подпишитесь