Отправиться в Кавминводы мы с моим молодым человеком решили спонтанно. Отпуск был маловат для дальних поездок, да и выпал на начало апреля, когда во многих городах центральной России еще достаточно прохладно. А Кавминводы от Волгограда всего в 13 часах пути на поезде, да и весна — идеальное время для путешествий по югу страны.
Перед поездкой мы подробно почитали о городах-курортах и составили насыщенную программу пребывания. Надо сказать, даже перенасыщенную: за пять неполных дней мы планировали посетить сразу три города КМВ и Домбай. Повидали многое, но вам так делать не советуем. Почему — станет понятно из нашего рассказа.
В Кавказские Минеральные Воды входят 7 городов, самые популярные из которых Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки и Минеральные Воды. Первым делом перед нами встала дилемма — куда отправиться и где остановиться.
После просмотра нескольких travel-роликов и пары статей я уже точно знала, какие города хотела посетить: Пятигорск, Кисловодск и… Железноводск. Если с первыми двумя все понятно (это крупнейшие города-курорты с обилием достопримечательностей), то Железноводск мы выбрали, можно сказать, по зову сердца. В сравнении с теми же Ессентуками он показался нам куда более уютным и зеленым. Это и подкупило.
Над вторым вопросом ломать голову тоже не пришлось. Остановиться решили в Пятигорске, потому что так дешевле. Цены на жилье в соседнем Кисловодске — минимум в два раза выше.
Мы сняли домик в самом центре города (рядом с парком Цветник) всего за 7 тысяч рублей за 4 ночи. В наводненном туристами Кисловодске стоимость аналогичных вариантов начиналась уже от 15 тысяч.
Зачем платить больше, если добраться до города на электричке можно всего за 45 минут? Нас, как жителей Волгограда и уроженцев самого отдаленного Красноармейского района, такими расстояниями не напугать. Да и транспортное сообщение между городами развитое.
Электричка «Минводы — Кисловодск» курсирует каждый час. Самые ранние отъезжают в 5 утра, а возвращаются обратно в 9 вечера. Примерно 4 раза в день до Кисловодска ходит новенькая «Ласточка». На ней путь из Минвод занимает час (вместо 1,5 часов), а из Пятигорска — 30 минут. При этом билет на нее стоит всего на 15 рублей дороже обычных — 148 рублей в одну сторону.
А вот до Железноводска рельсовый транспорт не ходит. Впрочем, добраться туда из Пятигорска можно спокойно на маршрутке №213. Время в пути занимает около 20 минут, а сами маршрутки ходят с интервалом в 10-15 минут.
Два дня из пяти мы провели в Пятигорске. Для осмотра всех основных достопримечательностей этого оказалось вполне достаточно: благо центр города весьма компактный.
Мы посетили знаменитый парк цветник рядом с чудесной Лермонтовской галереей, полюбовались изнутри Спасским собором — эдакой архитектурной доминантой низкорослого центра, залезли, пожалуй, во все гроты Пятигорска.
Главные «жемчужины» города расположены в пригорье Машука. Там мы прогулялись по тенистому Емануелевскому парку, прошлись по бульвару Гагарина, где расположены особняки и лечебницы 19 века.
Здесь же находится и знаменитый провал с бирюзовым озером. Пусть специфический запах вас не пугает — вода содержит большое количество серы. Любоваться красотой это, впрочем, не мешает.
Порадовало обилие обустроенных смотровых площадок, откуда открываются живописные виды на город. А еще здесь есть несколько сероводородных ванн. В одной из них, рядом с кафе «Горы», мы встретили наш первый закат. Хотя было весьма ветрено и прохладно, в самих ваннах вода комфортной температуры — от 38 до 42 градусов.
Но имейте в виду, что людей там много круглый год. Причем многие пренебрегают врачебными рекомендациями и сидят в воде часами.
Не смогли обойти стороной мы и пятигорский некрополь. Это кладбище ведет свою историю со дня основания города. Самые старые могилы датируются началом 19 столетия. Здесь же находится и первое захоронение поэта Михаила Юрьевича Лермонтова с прекрасными видами на горы.
Атмосфера располагает к неспешным, вдумчивым прогулкам. Многие могилы уже вросли в землю, надгробия местами попадали и походят больше на руины. Но эта одичалость, в каком-то смысле, придает месту особый шарм.
Приехать в Пятигорск и не подняться на Машук — почти преступление, подумали мы. Добраться наверх планировали на канатке, там встретить закат, а уже вниз пройтись на своих двоих. Но все пошло совсем не по плану, когда выяснилось, что канатка закрыта на технический осмотр до конца месяца. Впрочем, и без техосмотра прокатиться на ней мы бы не смогли: подъемник не работает аж три дня в неделю.
Альтернативный вариант безболезненно добраться на Машук — обратиться к так называемым «бомбилам», которые как раз дежурят у канатки. Проезд на Машук закрыт, и обычное такси наверх не вызвать, но некоторым предприимчивым пятигорцам, видимо, правила не писаны.
И все же идти в гору мы решили сами. Навигатор оптимистично уверял, что наверх мы доберемся за каких-то 40 минут, но верить этому не стоит. Реальное время в пути заняло примерно 1,5 часа.
И это, без преувеличения, оказались самые тяжелые 1,5 часа за всю поездку. Обустроенных терренкуров на пути нет. В какой-то момент нам пришлось пробираться буквально сквозь чащу леса. Было предзакатное солнце, легкая туманка обволокла деревья, одним словом — красиво. Но безумно тяжело.
К концу нашего похода я натерла ноги в кровь и даже начала задыхаться от усталости. Но вершину мы все-таки покорили, и даже встретили настоящую дикую лису.
Правда, к тому моменту солнце уже окончательно село, а Машук, как выяснилось, совершенно не оборудован для вечерних прогулок: ни один фонарь на вершине и вдоль дороги не работал. Обратно мы спускались в кромешной темноте.
Так что если вы решите устроить пешее восхождение на Машук — обязательно облачитесь в удобную одежду и обувь, и выходите в путешествие как можно раньше, чтобы насладиться красотой при свете дня.
Если суммировать, то Пятигорск нам показался очень уютным. Город чистый, в центре благоустроенный. Здесь масса ресторанов и кафе, есть все привычные волгоградцам магазины. И все же провинциальность в сравнении с тем же Кисловодском налицо. Но нам такая пошарпанность пришлась по душе.
Но имейте ввиду, ранней весной клумбы еще голые и всего того пестрого цветочного изобилия, которым славится город, застать вам вряд ли удастся.
На третий день нашего путешествия мы отправились в Кисловодск. Выехали ранним утром, чтобы оставить как можно больше времени на изучение города.
Первой нашей остановкой стала знаменитая Нарзанная галерея — выдающийся памятник архитектуры конца 19 столетия в стиле английской готики. Внутри здания расположен каптаж, построенный вокруг обнаруженного в 1793 году источника нарзана. Отсюда, можно сказать, и стартовало развитие курорта.
Сейчас в питьевой галерее находятся краны с тремя видами нарзана: общим, сульфатным, и доломитным. Мы продегустировали все три, но выпить смогли только один — общий нарзан. Остальные оказались уж слишком специфичными на вкус.
От галереи начинается знаменитый Курортный бульвар — сердце Кисловодска. Здесь расположено множество памятников истории и архитектуры: здание главных нарзанных ванн, знаменитая колоннада, особняки и скульптуры.
Сам бульвар не очень протяженный. После него мы выдвинулись в Кисловодский национальный парк, который считается крупнейшим в Европе. Парк тенистый и очень живописный. Туристов здесь много, но и укромных уголков достаточно.
Достопримечательности здесь на каждом шагу. Мы посетили мостик «Дамский каприз», инсталляцию «Балансировка камней», увидели красные камни, каскадную лестницу, и павильон «Храм воздуха». А вот знаменитая аллея роз в апреле еще не высажена.
На вершину мы планировали подняться на канатке, но она не работала все по тем же причинам, что и в Пятигорске — ежегодный техосмотр. Так что нам пришлось повторить наш пятигорский подвиг и подняться наверх самостоятельно.
В отличие от Машука территория национального парка в Кисловодске полностью благоустроена: есть асфальтированные дороги и терренкуры разного уровня сложности. И все же два подъема за одни сутки сможет осилить не каждый. Под конец мы так утомились, что обратно спускались на такси.
Признаться, виды с Машука нас впечатлили гораздо больше. Возможно, потому что днем с Орлиных скал из-за дымки ничего толком не видно, да и сам город спрятан где-то за деревьями.
Прогулка на вершину «съела» полдня, и времени на изучения города у нас не осталось. Это, пожалуй, главное разочарование от нашей поездки. Все-таки Кисловодск город по меркам КМВ большой и очень интересный.
Сейчас я понимаю, что разумнее было бы заложить на изучение Кисловодска хотя бы пару дней. Наша же программа напоминала скорее марш-бросок по городам. А это оказалось крайне изнуряюще.
На изучение Железноводска мы заложили всего полдня: вечером нас ждал поезд до Волгограда. Но этого времени хватило вдоволь.
Город совсем небольшой, уютный и невероятно зеленый. За три часа мы обошли все его главные достопримечательности, прогулялись по дворам центра и даже забрели в пару заброшек.
Что касается последнего — заброшенные здания здесь есть, причем, на удивление рядом с Курортным парком. Аварийки буквально дышат в спину домику Лермонтова. Впрочем, и сам особняк поэта выглядит заброшенным.
Нам очень хотелось увидеть дворец Эмира Бухарского, но он с недавнего времени находится на реставрации. Со здания сняли внешнюю отделку и окутали в строительные леса, так что даже со стороны полюбоваться дворцом у нас не получилось.
А вот Пушкинская галерея совсем не разочаровала, как и все расположенные неподалеку советские нарзанные галереи.
Спустились мы и по знаменитой каскадной лестнице. Правда, в апреле она выглядит довольно скромно: цветы еще не высажены, а фонтаны не работают. Но мы все равно остались довольны.
Каскадная лестница ведет прямо к Курортному озеру. Вокруг искусственного водоема расположены спортивные площадки, скульптуры и инсталляции. Есть даже Остров Гулливера, где в миниатюре воссоздан Железноводск и окружающие его горы.
Покорять вершину горы Железной мы уже не отважились. Но и без этого прогулка вышла интересной, хотя Железноводск оказался самым скромным и «пенсионерским» городом из всех трех.
Из Кисловодска и Пятигорска можно запросто отправиться в однодневный тур в Карачаево-Черкессию или Кабардино-Балкарию. Так мы и поступили: взяли в интернете билеты и уехали на Домбай. Решили, что так дешевле, чем организовывать отдельное путешествие.
Отправления до Эльбруса и Домбая ранние — около 6 утра. Путь до Домбая на автобусе занимает порядка 4-х часов в одну сторону. Все это время экскурсовод рассказывает вам что-то из истории края, а за окном мелькают живописные горные пейзажи. Правда, на обратном пути дорога воспринимается уже не так восторженно: меня, например, укачало.
На самом Домбае мы пробыли около 3,5 часов. Вполне достаточно, чтобы подняться на верхушку горы Мусса-Ачитара, пообедать и немного погулять в курортном поселке.
Стоит ли брать такой тур в рамках поездки в КМВ? С точки зрения финансов выходит в разы дешевле, чем ехать самостоятельно. Нам на двоих с учетом обеда, экскурсии и всех трех подъемников тур обошелся в 10 тысяч рублей.
С другой стороны, путешествие вышло очень выматывающим. В первую очередь из-за 8-ми часовой дороги. Да и в целом поездка на КМВ с учетом Домбая оказалась грузной и перенасыщенной.
Но красота этого места подкупает. Когда видишь величественные горные пейзажи — все неудобства уходят на второй план.
Покупать тур или нет — решать вам. Но если все-таки отправитесь на Домбай, обязательно берите перекус, воду и наличку (карты принимают не везде). А еще возьмите теплую одежду или дождевик — солнечная погода в низине поселка обманчива. На верху горы в апреле и даже мае достаточно прохладно.
По прошествии двух дней в Пятигорске меня настигли симптомы акклиматизации: тошнота с рвотой и слабость. Все дело в климатических особенностях гористой местности: низком атмосферном давлении и разреженном воздухе, которые вкупе с утомительными ежедневными прогулками могут ударить по организму.
Это явление сугубо индивидуальное и проявляется по разному: в виде расстройства ЖКТ, головокружения, слабости, озноба, тошноты.
Впрочем, совсем необязательно, что оно вас настигнет. Скажем, меня акклиматизация преследует и в горах, и на море. А вот мой молодой человек чувствует себя везде как дома.
И все же даже ГУ МЧС по Ставропольскому краю предупреждает туристов о таком возможном неприятном компаньоне. Так что будьте готовы и заранее вооружитесь необходимым лекарствами.
Все путешествие на двоих обошлось нам в примерно в 42 тысячи рублей за 5 дней. Билеты на поезд из Волгограда стоили 4,5 тысячи рублей за человека (плацкарт). Еще около 2-х тысяч на двоих мы потратили на внутренние перемещения: такси, трамваи, маршрутки и электричку.
Почти 7 тысяч рублей ушло на аренду жилья, что совсем недорого. Главное, заняться этим вопросом как можно раньше и выбрать город с умеренными ценами. Мы забронировали жилье за два месяца до поездки — в начале февраля. В марте цены уже заметно подросли. Допускаю, что в летний сезон стоимость всегда выше, чем в весенний.
Снятый нами домик был скромных размеров, простой, но аккуратный и со всем необходимым. А главное находился на улице Гоголя — в трех минутах ходьбы от сквера им. Толстого и пяти — от Цветника.
Музеи мы не посещали. Наша программа почти полностью состояла из прогулок по городу и паркам. Мы планировали посетить лишь домик-музей Лермонтова в Пятигорске, но именно в подходящие нам дни он не работал. Вместо него мы посетили Экзотариум, где выставлены всевозможные рептилии и насекомые. Билеты на двоих вышли в 700 рублей.
Наше путешествие на Домбай обошлось в 10 тысяч рублей. Сама экскурсия стоила 2,5 тысячи. К тратам нужно обязательно заложить сумму, которую вы потратите на подъемники. Мы поднялись на все три уровня и отдали за это 2 тысячи с человека. Еще примерно в 700 рублей на одного обошелся обед на вершине.
3 тысячи (1,5 с человека) стоила 2-х часовая конная прогулка по Березовскому ущелью за Кисловодском. На этом траты на развлечения заканчиваются.
На питании экономить оказалось довольно просто: недорогие кафе и столовые мы чередовали с ресторанами. Завтраки готовили сами из купленных в соседнем магазине продуктов. За пять дней в сумме потратили около 10 тысяч на двоих.
Не могу сказать, что мы намеренно себя ограничивали. Скорее, тратили по необходимости. Наверное, при желании можно уложиться и в меньшую сумму. Благо в Кавминводах почти все достопримечательности и красоты — бесплатные.
Города КМВ — удивительный симбиоз чарующей природы и богатого архитектурного наследия. Ехать сюда, без сомнений, стоит обязательно.
Конечно, наше путешествие пошло немного не по плану: главным образом из-за неверно рассчитанного времени. Мы попытались запихнуть в 5 дней программу, рассчитанную на неделю, но не учли таких факторов, как акклиматизация на Кавказе и собственные физические возможности.
В порыве увидеть как можно больше, мы весьма поверхностно пробежались по всем трем городам, а еще очень сильно утомились. С другой стороны, появился повод приехать в КМВ снова.
Тем, кто собирается на северный Кавказ, я бы посоветовала составлять более размеренную программу пребывания. Например, закладывать на изучение Пятигорска и Кисловодска пару дней. Заранее изучить расписание работы музеев и канатной дороги. Ну и, конечно, запастись лекарствами, если ваш организм чувствителен к горному климату.