Posted 2 марта, 12:34
Published 2 марта, 12:34
Modified 2 марта, 12:36
Updated 2 марта, 12:36
Отсутствие необходимых заключений ставит под угрозу реализацию продукции, ведь без этих документов продать товар становится действительно невозможно.
Кроме того, это вызывает вопросы у опытных фермеров, которые работают на рынке не один десяток лет и с такими казусами до сих пор не сталкивались.
Андрей Викторович Штепо — один из самых ярких представителей сельхозтоваропроизводиелей региона и сын легендарного Дважды Героя Социалистического Труда Виктора Ивановича Штепо, обеспокоен сложившейся ситуацией.
— За 32 года работы в крестьянском хозяйстве, ну первый раз такая вот, извините, оказия получилась. Такая картина наверняка не только в нашем хозяйстве, а во многих по региону. Почему, не знаю, но точно не по нашей вине. Сейчас зима, но реализация продукции идет. Без предоставления документов декларирования продукцию свою мы продать не можем. Любой юридически чистый покупатель, с которым приходится работать, в первую очередь требует этот документ. Потом на основании этого документа делаются и карантинные документы и все остальные.
Причем в сложной цепочке по выращиванию, отгрузке, продаже, транспортировке продукции крайними оказались не только волгоградские фермеры, но и бизнесмены из других регионов.
— Например, сафлора красильного по декларации, которую потом аннулировали, мы продали 820 тонн. Получили в полном объеме денежные средства от покупателя. А покупатель вывозит этот товар партиями. Еврофурами грузит, вывозит и оформляет каждую партию карантинным сертификатом. По всей видимости, сафлор идет за границу. И вот 600 тонн вывезли, а 200 тонн теперь зависло. Что мне теперь делать? Отказать ему? Я-то деньги получил, по большому счету, это его проблемы, — задается вопросом Андрей Штепо.
Однако с точки зрения долгосрочной стратегии такой подход — «не мои проблемы» обернется крупными убытками, дальновидно размышляет опытный фермер.
— Но с другой стороны, мы с таким трудом находим покупателя, что на следующий год он скажет, но я с тобой дела не буду иметь, милый товарищ, раз ты мне даже не хочешь оказывать помощь. Поэтому мы вынуждены были опять сейчас платить деньги, опять платить за протокол и получать новую декларацию. Это все деморализует нас.
Потерпевших сторон в этой истории по факту две. Это не только фермеры, но и еще одна структура — Филиал ФГБУ Россельхозцентр по Волгоградской области, в чьих лабораториях делались экспертизы, которые работники контролирующего органа признали ошибочными и аннулировали.
Впрочем, фермеры, не стесняясь, говорят о возможной предвзятости в этих оценках.
— Я так понимаю, что все-таки, интересы инспектора по отделу контроля и надзора, наверное, в сторону Волгоградской области должны смотреть. Или может у него на нас обида какая-то или же идет перераспределение денежных средств по оплате за лабораторные исследования и получение протоколов испытаний нашей продукции, — отметил Андрей Штепо.
Чтобы подтвердить свою гипотезу о борьбе за рынок лабораторных исследований, наш собеседник поднял документы за прошлые годы и был крайне удивлен — показатели, которые не меняются уже много лет, еще в прошлом году проверяющих устраивали — не возникало ни вопросов, ни предупреждений, ни замечаний. А сейчас сертификаты вдруг аннулировали.
— Взял и сравнил все требования те, на которые пришел отказ. Например, ссылка в графе «результат испытаний» у показателя безопасности и метод испытаний. Записи идентичные — либо не обнаружено токсичных элементов пишут, либо менее 008, менее 001, менее 003. Все в норме. Что в прошлом году, что в этом году. Ну, извините, а что ж в прошлом году инспектор не увидел, что ли это? — задается риторическим вопросом Андрей Штепо.
Еще один волгоградский фермер, кому аннулирование доставило головную боль, Василий Перепелицын.
Он уже несколько лет делает сертификаты в лабораториях Филиала ФГБУ Россельхозцентр по Волгоградской области и в феврале также впервые столкнулся с проблемой.
— Всегда все делают четко и быстро. Даже здесь после аннулирования они взялись переделывать. Повезло, что сейчас зима и отгрузки не такие интенсивные, а летом бы у нас все встало, — пояснил директор АО «Гуляевское» из Фролово Василий Перепелицин. — Но я другое хочу сказать — прецедент крайне опасный. Если у них там конкуренция между лабораториями, то пусть все будет по закону, а не какие-то надуманные придирки. У меня в сезон объем зерновых и масличных 1,5 и 4,5 тыс. тонн. Не дай бог, такая ситуация повторится летом.
По неофициальной информации, массовое аннулирование сертификатов коснулось десятков, а возможно и сотен волгоградских фермеров практически в каждом районе. Что косвенно подтверждают сами сельхозтоваропроизводители.
— Нам сертификаты тоже аннулировали, но сделали заново. Буквально за неделю или чуть дольше. Что там за разборки были, я не знаю. Но это целая волна прокатилась. Только в Октябрьском районе пострадали 5 крупных фермеров. И это только те, с кем я лично разговаривал. Думаю, их гораздо больше. Я теперь беспокоюсь, не будет ли проблем с субсидированием, ведь на эту процедуру мы заранее подавали документы и прилагали старые сертификаты, — рассказал глава КФХ и ИП Андрей Кологанов.
Примечательно, что и Филиал ФГБУ Россельхозцентр по Волгоградской области, и Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия — федеральные структуры. Естественно, они не могут в открытую конкурировать друг с другом, тем более бросаться обвинениями.
Поэтому в официальном комментарии от Филиала ФГБУ Россельхозцентр по Волгоградской области говорится не о внешнем человеческом факторе, а о технической ошибке.
— Совместно с филиалом по Ставропольскому краю мы оказываем услугу по сопровождению оформления деклараций безопасности зерна. Из-за разности программ для оформления результатов анализа в протоколах испытаний используются разные формулировки, отображающие проведённые анализы. Техническая ошибка при чтении таких формулировок привела к аннулированию части деклараций. Решение вопроса на контроле — в оперативном порядке оказывается полное содействие для перевыпуска документа в самые кратчайшие сроки.
В ведомстве просили подчеркнуть, что по проведенным исследованиям вся продукция Волгоградской области отвечает всем требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 015/2011 о безопасности зерна.
— Для дальнейшего улучшения оказания услуги в 2024 году будет осуществлен запуск лаборатории в Волгоградской области, — уточнили в региональном Филиале ФГБУ Россельхозцентр.
Решит ли открытие новой лаборатории проблему и не окажутся ли фермеры снова крайними, станет ясно уже в новом сезоне.
Добавим, что тема для региона крайне чувствительная. По данным на конец августа с Волгоградская область за 2023 год отправила на экспорт более 2,2 млн тонн зерновых и других культур, а также продуктов их переработки. А в общей сложности урожай зерновых за 2023 год составил 6,2 млн тонн.
Благодаря этим показателям сельскохозяйственные производители региона занимают 4 место в стране, на их долю приходится 4,4% всего российского зерна.