Posted 19 февраля, 10:38

Published 19 февраля, 10:38

Modified 19 февраля, 12:11

Updated 19 февраля, 12:11

Во дворах снег либо убирают, либо не особо

Снежные войны: как в Волгограде победить нечищеные дороги

19 февраля 2024, 10:38
Фото: novostivolgograda.ru
Во дворах снег либо убирают, либо не особо
Снег в этот зимний сезон в Волгограде очень специфически себя ведёт. То выпадает большим слоем, то тает, то подмерзает. Но на каждой из стадий он доставляет массу неудобств волгоградцам, потому что убирают снег в городе некачественно. Почему так происходит?

Там асфальт, а тут — сугроб

Проблема уборки снега в Волгограде — системная, и наладить чёткий механизм работы дорожников не удаётся уже много лет. Поэтому при каждом выпадении осадков зимой то тут, то там находятся поводы пожаловаться на нечищеные дороги. Порой доходит практически до абсурда — в центре города чуть ли не соседние улицы могут находиться в совершенно разном состоянии, потому что одну почистили по всем правилам, а на другую даже не заехали.

Наглядный пример журналисты нашего издания наблюдали в воскресенье, 11 февраля, после последнего на момент публикации сильного снегопада. Даже после полудня улица Советская, в том числе на пересечении с Аллеей Героев, утопала в снежной каше, а отъезжавшие с парковочных мест автомобили жутко буксовали. При этом на улице Краснознаменской, которая пересекается с Советской, дорогу вычистили до самого асфальта. Более того, в какой-то момент по ней «паровозиком» проследовали 7 (!!!) снегоуборочных машин. Чуть позже эту же колонну заметили на ул. Рабоче-Крестьянской.

Подобное неравномерное распределение работы спецтехники приводит к тому, что пока одни дороги расчищаются как надо, другие часами остаются в снежном плену. Особенно удивляет, когда снегоуборочная машина проезжает по одной дороге один раз в несколько часов, а снегопад при этом продолжается. Вроде бы очевидно, что в такой ситуации интервал должен быть чаще, но в итоге снег в подобных случаях обычно не чистится, а укатывается проезжающими по нему машинами.

Как нужно убирать снег

Сроки уборки снега и так называемой «зимней скользкости» после снегопада устанавливает ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»:

  • 12 часов для дорог с интенсивностью движения более 250 чел/час;
  • 18 часов для дорог с трафиком от 100 до 250 чел/час;
  • 24 часа — для малоинтенсивных дорог (менее 100 чел/час).

Эти сроки определены для окончательного приведения тротуаров в чистое состояние и вовсе не означают, что уборку стоит начинать лишь сутки спустя. В идеале уборка должна проводиться по следующей схеме:

  1. За два часа до начала снегопада применяются реагенты.
  2. Во время осадков талый снег прометается,
  3. После окончания снегопада — финальная очистка проезжих частей и вывоз валов снега (на это отводится от суток до нескольких дней в зависимости от категории улиц).

Дворы и тротуары, в свою очередь, следует обрабатывать комбинированными материалами с мраморной крошкой или отсевами дробления за 1-2 часа до снегопада, прометать во время него и проводить окончательную очистку по завершении осадков.

— Самым действенным способом в борьбе со снегом на дорогах, позволяющим обеспечить безопасность дорожного движения, считается превентивная обработка поверхностей современными противогололёдными материалами, — объясняет исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Юлия Антонова. — Они представляют собой многокомпонентные реагенты, состоящие из разных видов солей с ингибиторами коррозии.

Что касается периодичности проезда снегоуборочных машин в случае, если снег продолжает идти, то чётких правил по времени уборки спецтехникой нет. Как правило, уборка начинается сразу после окончания снегопада. Но при выпадении предельно допустимого уровня снега машины должны выйти незамедлительно и совершить очередной проход. То есть процесс может быть практически непрерывным во время обильного снегопада.

— В целом современная технология уборки во время снегопада — это незамедлительная очистка дорог от снега с помощью комбинированных дорожных машин для предотвращения образования снежного наката и применение современных ПГМ, — поясняет Юлия Антонова. — Однако, к сожалению, сегодня во многих городах недостаточный (недооснащение порядка 20-50%) и изношенный автопарк, который не может вовремя выполнить полный комплекс работ по зимнему содержанию вовремя.

В ГОСТ Р 50597-2017 также прописано допустимое количество снега на дорогах во время снегопада:

  • на дорогах категории IA-III — не более 1 см рыхлого или 2 см талого снега;
  • на дорогах категории IV — не более 2 см рыхлого или 4 см талого снега.

Таким образом, толщина снежного слоя в 1-2 см считается максимальной для большей части дорог в городе. Менее жёсткие требования предъявляются к проездам в жилых районах (IV категория), то есть к дорогам, где интенсивность движения не очень высокая.

Спустя 3-6 часов после окончания осадков дорожное покрытие должно быть очищено полностью до асфальта с хорошо различимой разметкой. На уборку тротуаров отводится меньше времени — до 3 часов. По прошествии этого времени не допускается снежный накат, колея, рыхлый и талый снег на всех проезжих частях, во дворах, на тротуарах.

Также в соответствии с ГОСТ полосы движения должны быть очищены по всей ширине. Одна полоса движения может иметь ширину от 3 до 3,75 м в зависимости от категории дороги. Кроме того, существуют ограничения по формированию снежных отвалов — они не могут быть выше 0,5 м и ближе 15 м от пешеходных переходов, 20 м от остановочных пунктов, 150 м от пересечения с автомобильными дорогами в одном уровне и 400 м от ж/д переезда.

А у нас во дворе

Уборка снега на придомовых территориях уже не входит в зону ответственности муниципалитета. Тут инициативу должны проявлять управляющие компании — им необходимо организовать процесс уборки снега с дворовых дорог, тротуаров, а также расчистить подход к подъезду и обработать дороги и тротуары пескосоляной смесью.

— В нашем дворе дома по улице Профсоюзной в плане снега, тьфу-тьфу, всё благополучно, — рассказывает волгоградка Марина. — Как только выпадает большое количество снега, трактор проезжает по двору и расчищает дорогу. Нам в этом смысле жаловаться не на что.

Но такой пример — скорее, исключение, чем тенденция. Даже в современных жилых комплексах зачастую встречается пофигистическое отношение управляющих компаний к уборке снега во дворах. Например, в ЖК «Снегири» в Дзержинском районе снег несколько дней лежал толстым слоем, слегка укатанным машинами, которые сумели в нём не застрять.

В УК попробовали организовать трактор для уборки, но ему там толком негде развернуться — некоторые нерадивые водители ставят машины так, как им хочется, игнорируя элементарные правила парковки и не проявляя ни грамма уважения к соседям. В результате хорошо почистить внутридворовую территорию не удаётся.

— Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда жильцы паркуют свои автомобили так, что закрывают обзор или даже перекрывают проезды внутри двора, — рассказали нашему изданию в одной из УК Дзержинского района. — Охрана не раз просила таких водителей не ставить так машины, но в ответ те просто говорят, что больше парковаться негде, без зазрения совести ставят, как им удобно, и уходят. И как тут технику пригонять, чтобы двор от снега почистить? Пока не будет уважения к другим людям, мы так и будем жить в бардаке.

Впрочем, спецтехника тоже не всегда чистит снег так, чтобы у жильцов домов не было вопросов. Например, в ЖК «Квартал» недавно вроде бы и почистили дороги во дворе, но смели снег к краям проезжей части, сделав довольно высокую насыпь по обеим сторонам дороги, закрыв припаркованные машины. Чтобы потом выехать через такое препятствие, автомобилистам пришлось сгребать снег лопатой с этой импровизированной горки.

Но обязаны ли в принципе управляющие компании организовывать именно механизированную уборку снега со двора? В обязательный перечень работ в зимнее время со стороны УК входит уборка снега около подъездов, расчистка тротуаров, очистка люков и колодцев от наледи, а также «сдвигание» снега при колейности более 5 см. То есть пригонять спецтехнику управляющая компания вроде как и не обязана, но она должна обеспечить нормальный безопасный проезд автомобилей по территории двора и проход людей по пешеходным дорожкам.

При этом есть случаи, когда в обязательства УК входит в том числе уборка снега с применением спецтехники. Это зависит от того, относится ли двор к общедомовому имуществу. Если да, то убирать и чистить его управляющая компания должны в обязательном порядке.

Что имеем в сухом остатке? Как видим, для уборки снега что на дорогах, что на тротуарах, есть чёткие стандарты, которые необходимо соблюдать. Увы, по факту снег в городе чистят не так, как нам бы этого хотелось. Иногда это становится следствием объективных факторов, но чаще всего всё упирается в три простых качества: ответственность, порядочность и дисциплину. Если они есть — проблем с нечищеными дорогами не будет. А вот если отсутствуют, то надо бы чаще включаться контролирующим органам и воспитывать необходимые качества хотя бы штрафами. Пряники в такой ситуации бессильны, одна надежда на кнут.

"