Если за уборку дорог и общественных территорий отвечают городские и муниципальные службы, то поддерживать в надлежащем состоянии дворы должны управляющие компании. В их зону ответственности входит очистка от снега и наледи пешеходных дорожек, подхода к подъездам, а также уборка снега с дорог внутри двора и обработка всех этих участков противогололёдной пескосоляной смесью.
Кроме того, УК должны следить за состоянием крыши, чтобы с неё не упали крупные сосульки, куски льда или пласты снега. Таким образом, пожаловаться теоретически можно и на нависшие с крыши или с козырька подъезда сосульки, но на практике обычно проблемы начинаются после того, как эта сосулька упадёт и приведёт какие-то последствия.
Каждый год в Волгограде публикуют список телефонов диспетчерских служб по районам, куда можно сигнализировать о фактах некачественной уборке (или отсутствия таковой в принципе) снега. Эти жалобы передаются в жилинспекцию, которая разбирается в проблеме и берёт её на контроль. Это если в идеале, но в реальности в этой схеме могут случаться сбои, особенно, когда жалоб слишком много.
Список контактов для обращений по поводу уборки снега:
— Самый эффективный способ, который работает всегда — жалобы в прокуратуру и в ГЖИ с приложенными фотографиями нарушений, — рассказывает общественник Алексей Ульянов. — Если с момента окончания снегопада прошло более 6 часов или тем более сутки, то УК обязана устранить последствия и обеспечить безопасный проезд.
Впрочем, в современных дворах есть и обратная сторона медали в вопросе уборки снега. К сожалению, даже когда управляющая компания по собственной инициативе (как это и должно быть) собирается почистить дороги во дворе от снега, спецтехнике зачастую мешают припаркованные вдоль домов и бордюров автомобили. И тут от УК зависит, какую линию поведения лучше выбрать, чтобы найти нужный в такой ситуации компромисс.