Posted 9 февраля, 14:21
Published 9 февраля, 14:21
Modified 9 февраля, 14:23
Updated 9 февраля, 14:23
В прошлом году жертвами разного рода мошенников чаще других становились женщины от 25 до 44 лет, работающие, со средним уровнем образования и дохода, жительницы городов. Такой портрет жертвы рисует Банк России.
В опросе, заказанном ЦБ, приняли участие более 395 тыс. человек. По ответам респондентов можно сделать вывод, что телефонное мошенничество остается самой популярной формой обмана. Как правило, это телефонный звонок или СМС-сообщение. Как отмечают в Банке России, мошенники чаще стали использовать мессенджеры, при этом 66,9% населения удовлетворены безопасностью банковских услуг.
Психолог Евгений Идзиковский рассказал изданию «НовостиВолгограда.ру», как работает схема «развода» и кто уязвим больше других.
— Чаще всего это люди, которые в момент, когда им позвонили или написали, по какой-то причине были дезориентированы, находились в сложной жизненной ситуации, о чем-то думали, эмоционально были заряжены., - отмечает специалист. - Это та же самая схема, что с цыганами — они подходят ко всем, и мошенники звонят всем. У них нет задачи «развести» каждого, у них задача попасть на человека, который сейчас по какой-то причине уязвим в моменте. Это не всегда портрет, то есть один и тот же человек в разные периоды жизни и даже дня может быть более уязвимым или менее. Но, как правило, одна из таких важных характеристик — это какая-то вовлеченность в текущую проблему, тревога, какие-то мысли, которые крутит человек в голове.
Как мы знаем, инструменты у мошенников разные, способов добраться до жертвы становится больше, уже подключили и искусственный интеллект, который может не только копировать голос, но и внешне выглядеть как знакомый вам человек, родственник, приятель, коллега. При этом, как отмечает Евгений Идзиковский, алгоритм всегда один.
«У мошенников фактически есть одна схема, которую они, в общем-то, не адаптируют, им проще перезвонить другому человеку. Можно рассматривать так „развод“ — это просто рекламный звонок. В одном случае вам предлагают купить пылесос за 1 000 рублей или за 100 000 рублей, или в кредит, а в другом случае вам предлагают деньги перечислить. И вам за это ничего не дадут. Продают некую идею, еще раз — это просто рекламный звонок. Рекламная идея в голове должна найти какой-то отклик. Кому-то говорят: „Здравствуйте, я ваш внук!“, хотя никакого внука нет, но это не важно. Грубо говоря, есть колл-центр, где у оператора есть один и тот же скрипт, и он его просто всем вещает. В надежде, что в кого-то попадет», — отмечает психолог.
Банк России в своем исследовании отмечает, что 87,6% опрошенных при контакте не поддавались на уловки злоумышленников и никаких действий не совершали. О правилах безопасности в момент общения вспоминали 86% респондентов, и 4% опрошенных о них ничего не знали.
Между тем, эти правила не так уж сложны. Для «общения» с подозрительными лицами и телефонными мошенниками их восемь:
Часто приходится слышать про пострадавших граждан пенсионного возраста. Многие более молодые люди уверены, что с ними этого не произойдет и это проблема только старшего поколения.
— Людей среднего возраста, которые в том числе работают в финансовых структурах государства на высоких должностях, — их тоже «разводят». «Разводят» всех абсолютно. Но статистически попасть в бабушку звонком проще, чем в замминистра. Замминистров мало, бабушек много. Поэтому в среднем пенсионеров будут разводить чаще не потому, что они глупее, просто их больше. Ключевая идея в любом таком мошенничестве — это ограничение во времени, когда человека дестабилизируют и не дают ему возможности вернуться во что-то, потому что надо решать сейчас, фокус внимания сводят туда, — говорит Евгений Идзиковский.
В прошлом году 4 из 10 участвовавших в опросе Банка России респондентов контактировали с мошенниками, из них 10% потеряли часть своих денег.
Как упоминалось выше, есть восемь правил безопасности, о которых забывать не следует. А можно ли свести все пункты к одному, возможно, самому главному?
«Совет в таких ситуациях очень простой: это вы нужны этому человеку, а не он вам. Если кто-то вам звонит и говорит, что срочно нужно что-то делать, — берите паузу и скажите, что вам нужно подумать. В этот момент звоните знакомым, близким, тем, кто не вовлечен в процесс, и делитесь информацией. То есть в любой непонятной ситуации нужно брать паузу, потом действовать. В жизни, кроме мошенников, никому не надо, чтобы мы что-то сделали для себя. Вот не было такого, чтобы из банка позвонили и сказали: „Слушайте, изменилась ситуация, мы вам снизим ставку прямо сейчас, давайте?“. Никогда не было такого, чтобы полиция до вас дозвонилась и что-то хорошее решила сделать. Не бывает такого, и не только в нашей стране, структуры не так работают. Если вам кто-то звонит и чего-то хочет от вас, он хочет это для себя, а не для вас, это критично понимать!», - напоминает психолог Евгений Идзиковский.
Евгений Слепнев