В Белгородской области сегодня примерно в 11:15 утра рухнул самолёт Ил-76, перевозивший пленных ВСУ с целью их обмена на россиян. Борт упал в поле в Корочанском районе около хутора Кривой. Обломки самолёта находили в нескольких километрах от места падения транспорта.
На борту в момент авиакатастрофы находилось 74 человека. Среди них 65 пленных бойцов ВСУ, которых планировалось обменять на находящихся в плену российских военных, шесть членов экипажа и трое сопровождающих. Предположительно, среди них были те люди, кто регулярно принимал участие в процедурах обмена пленными.
В украинских СМИ поначалу начали публиковаться сообщения о том, что самолёт сбили ВСУ, потому что на борту якобы везли снаряды для зенитно-ракетных систем С-300. Однако, когда появилась официальная информация об украинских пленных, летевших этим рейсом, эти новости стали массово удаляться.
По неофициальным данным, пилот сумел увести воздушное судно от деревни Яблоново — самолёт упал в поле, на значительном расстоянии от жилых домов. В результате пострадавших из числа тех, кто находился на земле, удалось избежать.
В это время выполнялся перелёт другого борта, на котором перевозили ещё 80 военнопленных ВСУ. После крушения первого самолёта его развернули обратно в аэропорт, из которого он вылетал.
Согласно официальной информации Министерства обороны РФ, Ил-76 летел по маршруту Чкаловский — Белгород. В ведомстве подтвердили, что по самолёту был нанесён ракетный удар, причём атака была совершена из района населённого пункта Липцы в Харьковской области.
Минобороны РФ также отметило, что радиолокационными средствами Воздушно-космических сил удалось засечь пуск двух ракет ВСУ. В министерстве уверены, что украинская сторона с учётом уже устоявшейся практики обмена пленными прекрасно понимала, что их будут транспортировать самолётом и предполагала маршрут передвижения. Обмен планировался сегодня во второй половине дня на КПП в Колотиловке, что находится на границе России и Украины.
Сразу после авиакатастрофы в Белгородской области объявили режим ракетной угрозы — спустя полчаса её отменили. Кроме того, на место крушения экстренно отправилась комиссия ВКС для уточнения деталей происшествия и расследования причин.
Источники, знакомые с ситуацией, поясняют, что транспортировка пленных не сопровождается военными самолётами, чтобы не привлекать внимания ВСУ. Тем не менее, даже несопровождаемый борт стал ракетной мишенью противника.
Реакция на произошедшее в военных и политических кругах страны оказалась максимально жёсткой и бескомпромиссной. В основном, риторика проецируется на дальнейшее взаимодействие с противником как на уровне вопросов, касающихся обмена пленными, так и в целом по линии любых переговоров в будущем.
Глава комитета Госдумы РФ по обороне Андрей Картаполов после случившегося призвал признать Украину террористическим государством, а киевский режим — террористической ячейкой. То же самое мнение высказал депутат Госдумы от Крыма Дмитрий Белик.
В Минобороны заявили, что Киев осознанно пошёл на этот шаг, чтобы затем обвинить Россию в уничтожении украинских военных. «Этим терактом украинское руководство показало своё истинное лицо», — добавили в ведомстве.
При этом о судьбе российских военнопленных, которых сегодня не получилось обменять, официально ничего не сообщается. Не исключено, что в ближайшее время попыток произвести новый обмен не будет.
А украинская сторона традиционно ищет способы, как подстелить соломку перед западными союзниками, чтобы обелить свою репутацию в их глазах. В частности, в СМИ и соцсетях всплывала информация о том, якобы пленных в России не перевозят самолётами — только наземным транспортом. И всё это на фоне очевидных фактов в пользу того, что самолёт был именно с украинскими военнопленными.
Советник президента Украины Михаил Подоляк сообщал, что комментарии по поводу Ил-76 от украинских властей поступят чуть позже. К вечеру 24 января Генштаб ВСУ сообщил:
«ВСУ будут и дальше принимать меры по уничтожению средств доставки, контроля за воздушным пространством для уничтожения террористической угрозы, в том числе на Белгородско-Харьковском направлении».
Киевский режим не признал, что на борту самолета находились украинские военные, готовящиеся к обмену. Но на Украине взяли ответственность за удар по российскому воздушному судну, то есть, косвенно признались в убийстве собственных граждан, а также российских лётчиков и переговорщиков.