Один из самых главных факторов комфортного возвращение в прежний режим — это время сна. Часто бывает так, что за праздники режим сна заметно сбивается, и потом очень тяжело резко входить в привычный ритм. У детей этот процесс ещё более болезненный, поэтому на новогодних каникулах важно не растягивать «свободный режим» на все праздничные дни. В идеале за 3-4 дня до окончания каникул постепенно начинать переходить на более раннее время отхода ко сну. Главное, чтобы переход был плавным — ребёнок должен каждый день немного раньше ложиться и просыпаться (хотя бы минут на 15-20).
Чтобы облегчить засыпание, старайтесь не играть в подвижные игры за час-два до сна, не смотреть телевизор или ноутбук, особенно мультики или программы, которые вызывают смех и эмоции. Лучше включить приглушённый свет и почитать вместе книгу.
Если же утром ваше чадо слишком долго спит, старайтесь будить его в соответствии с графиком, постепенно подводя к школьному. Например, если обычно он просыпается в 7:00, а под конец праздников ещё спит в 9:00, то нужно начинать будить его раньше, чтобы в последний день каникул ребёнок проснулся хотя бы в 8:00. Но ни в коем случае не будите его резко — если совсем ни в какую, включите телевизор (например, на музыкальном канале) или поставьте его любимую песню (но не очень громко). Словом, создайте условия, чтобы он потихоньку проснулся сам.
За зимние каникулы ребёнок успевает отвыкнуть от учёбы, особенно, если он пока учится в начальной школе. На самих праздниках дополнительно нагружать его какими-то учебными материалами не стоит, а вот примерно за день-два до возобновления учёбы стоит повторить то, что они проходили в конце декабря, перед самым Новым годом.
Будет здорово, если этот процесс пройдёт в игровой форме. То есть вы не просто повторите пройденный материал по учебникам и рабочим тетрадям, но и добавите элемент развлечения. Так, примеры по математике можно закрепить реальными задачками из жизни (к примеру, при походе в магазин). С одной стороны, для ребёнка это будет более наглядно, а с другой — он увидит практическую пользу конкретного школьного предмета. При таком подходе есть вероятность, что по возвращении в школу интерес к учёбе у ребёнка повысится.
Есть смысл попробовать внести разнообразие в организацию рабочего места школьника. Попробуйте переставить там что-то не очень существенное, а может кардинально всё преобразуйте — только обязательно посоветуйтесь и сделайте всё вместе.
Даже какие-то мелочи вроде новой точилки, крутого карандаша или прикольной подставки могут возбудить у школьника дополнительный интерес к занятиям.
Расскажите сыну/дочери о том, что хорошего его ждёт в школе после каникул. Например, он снова увидится со своими друзьями и будет играть с ними на перемене. А может опять побегает на физкультуре или узнает что-то новое на любимом предмете.
Быть может, у вас есть какая-то связанная со школой традиция — например, после уроков вы снова зайдёте в любимый магазин за булочками, которые не ели (с ума сойти!) с прошлого года. Словом, подумайте, что может вызвать волну позитива в контексте учёбы у ребёнка и сделайте на этом акцент.
Помните, что возвращение к учёбе после каникул — это своего рода стресс. За новогодние праздники они отвыкают от привычной школьной нагрузки, поэтому постарайтесь в первую неделю после выхода с каникул давать ребёнку больше времени на развлечения в свободное время и не нагружайте его ничем лишним.
Если вы водите его на какие-то дополнительные занятия или в секцию, то есть смысл перенести их на недельку. Особенно это касается тех детей, которые ходят в несколько кружков. Хотя бы отчасти резонно отказаться в первые дни после зимней паузы, чтобы ребёнок мог спокойно втянуться в учебный ритм.
Ну и самое главное — создавайте атмосферу позитива, не кричите на детей и старайтесь переводить какие-то недопонимания в юмор. Но и не забывайте про дисциплину — полностью расслабляться и позволять ребёнку делать всё, что вздумается, тоже не стоит. Так что будьте на одной волне с ним и помните, что хорошо учится тот, кто замечательно отдыхает.