Posted 19 декабря 2023, 08:28
Published 19 декабря 2023, 08:28
Modified 24 января, 20:52
Updated 24 января, 20:52
Сегодня дефицит врачей в России составляет около 25 тысяч человек, а медперсонала среднего звена — более 50 тысяч. Об этом на «правительственном часе» в Госдуме заявил министр здравоохранения Михаил Мурашко.
Ярче всего кадровый голод выражен в первичном звене и в скорой помощи (СМП), но об этом можно судить лишь по косвенным признакам: заявлениям самого Минздрава, статистическим данным и ситуации на местах.
По результатам исследования hh.ru, врачи — одни из самых дефицитных специалистов в Волгоградской области. Индекс конкуренции на конец октября составил всего 1,3 резюме на вакансию. Индекс ниже 4 говорит о дефиците кадров, ниже 2 — о сильнейшем кадровом голоде. Количество размещенных вакансий врачей и фельдшеров скорой за январь–ноябрь 2023 года выросло на 150%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что говорит о повышенном спросе.
Проблема с медперсоналом СМП наблюдается в Ростовской области, где укомплектованность врачами составляет всего 42,6%, а общий дефицит бригад в регионе составляет чуть больше 20%. О нехватке медработников СМП сообщают власти Екатеринбурга, где на дежурстве находится 70 бригад, хотя по установленным нормативам на 10 тысяч населения должно приходиться не менее одной бригады.
Нехватка кадров скорой медицинской помощи в том или ином виде наблюдается и в других городах страны: Новосибирске, Петрозаводске, Владимире, Набережных Челнах, Нижнем Тагиле, Ставрополе, Хабаровске, Тюмени, а также в Калужской и Тверской областях.
Сейчас в России идет процесс «фельдшеризации». Бригад, в которых есть врач, меньшинство. Особенно это касается сел, где в лучшем случае на несколько бригад приходится один врач. Такая тенденция наблюдается не первый год: в 2016 году укомплектованность врачами СМП в среднем по России составляла 73,4%, в 2020 — уже 69,3%, в 2021 — 66,5%. В 2022 году, согласно отчету Минздрава, произошел скачок и показатель вырос до 70,5%, но все еще ниже показателей 7-ми и 10-ти летней давности.
Обеспеченность фельдшерами существенно выше — 87,7%. В 2021 году было 88,6%. А вот численность водителей пошла на спад: в абсолютном выражении в 2022 году их количество сократилось на 3,12% или 1,4 тысячи человек. В 2023-м тенденция набрала обороты.
Волна увольнений водителей прокатилась и по столице. По данным председателя профильного профсоюза Москвы Виталия Лупырева, с начала 2023 года численность водителей скорой сократилась более, чем на треть. Их нехватку вынуждено компенсируют персоналом ГУП Автокомбинат «Мосавтосантранс».
О массовых увольнениях водителей скорых сообщили в Госсовете Татарстана. Председатель комитета по социальной политике Госсовета Республики Светлана Захарова заявила об утечке кадров в оборонный сектор, где зарплата существенно выше. По ее данным, сейчас в Набережных Челнах из 36 машин скорой помощи на вызовы выезжают только 17, из-за чего на одну бригаду приходится 25 вызовов. Аналогичная ситуация в Казани и Елабуге.
Дефицит кадров в службе скорой медпомощи — проблема далеко не новая. Работа сопряжена с колоссальными нагрузками, часто — переработками, что отпугивает молодых специалистов. Старшее поколение уходит на пенсию, а молодежь не стремится занимать освободившиеся места, как результат — нагрузка растет еще стремительнее, чего нельзя сказать о зарплате.
До недавнего времени удержать опытные кадры помогали солидные «ковидные» доплаты: у врачей они доходили до +50 тысяч рублей в месяц, а у медсестер до +25. Это были те деньги, за которые многие специалисты были готовы работать в условиях вредности. После их отмены средняя зарплата ощутимо упала, и даже работа на 1,5-2 ставки не позволяет достичь прежних цифр.
В 2023 году, по данным Росстата, средняя зарплата врача в России составила 106 тысяч рублей, а в Волгоградской области — 74,2 тыс. Среднего медперсонала — 52,5 тысячи в среднем по стране и 36,9 в Волгоградской области. Это с учетом зарплат в федеральных и областных медучреждениях. В муниципальных поликлиниках и больницах этот показатель на порядок ниже: врачи в среднем получают 60 тысяч рублей, средний медперсонал — 36,6 тысяч.
Именно заработная плата является главной причиной недовольства медиков. Согласно данным исследования «Медвестника» и аналитической компании RNC Pharma, 54,1% опрошенных медработников выразили желание уйти из госмедицины. Одних респондентов сдерживает отсутствие достойных альтернативных вариантов, другие рассматривают возможность увольнения в будущем. Главные причины — неоправданно низкий уровень доходов (39,6%) и чрезмерная нагрузка и переработки (31,3%). Лишь 2,9% медработников заявили, что их все устраивает в госсекторе, еще 10% попросту не видят себя в коммерческой медицине.
Неудовлетворенные доходами медработники идут в другие отрасли, отмечает гендиректор агрегатора образовательных курсов Skill2Go Александр Иванов. При этом быстро заместить уволившихся не получается, так как получение квалификации и наработка практики занимает годы.
— В целом, медицина в дефиците не первый год, а после ковида проблема стала ощущаться еще острее. К сожалению, эта одна из немногих областей, где не получится за 1-2 года обучить людей на курсах и пустить в поля, как это делают в IT-отрасли, например. Да даже если бы это было возможно, как привлечь специалистов, если средняя зарплата на уровне низкоквалифицированных кадров? Это при том, что для работы в здравоохранении нужно минимум 5-6 лет учиться очно, получить большую теоретическую базу и наработать практику. Вместе с низкой зарплатой снижается и престиж профессии, то есть студенты реже выбирают медуниверситет. Те, кто уже отучился, меняют направление на другое или переезжают в другие регионы, где зарплата выше. Все это приводит к тому, что врачей нет, — прокомментировал «НовостиВолгограда.ру» Александр Иванов.
Усугубила ситуацию и частичная мобилизация, объявленная в сентябре 2022 года. Врач — одна из наиболее востребованных специальностей на фронте, поэтому тысячам медработников пришлось отправиться в зону СВО.
В приоритете, по заявлениям официальных лиц, были реаниматологи, анестезиологи, хирурги-травматологи, врачи и фельдшеры, имеющие боевой опыт или подготовку в области военно-полевой медицины. Повестки стали приходить медикам, обслуживающим отдаленные села. В случае с небольшими населенными пунктами призыв даже одного врача или фельдшера серьезно бьет по качеству и скорости медобслуживания.
Самым пострадавшим от мобилизации звеном в СМП стали водители. Они не являются медицинскими работниками и военно-учетные специальности получают как гражданские лица. «Бронь» от мобилизации им не положена.
Сколько именно медиков уехало на фронт неизвестно. Депутат Госдумы, хирург-колопроктолог Бадма Башанкаев после начала мобилизации заявлял, что в планах призвать не более трех тысяч врачей и медиков среднего звена. К числу убывших необходимо приплюсовать и тех, кто после начала мобилизации иммигрировал из России. В сумме цифры вряд ли выйдут внушительными, но свою лепту в общую картину они, безусловно, вносят.
В Волгоградской области ситуация с кадрами стабильная, так считают в региональном комитете здравоохранения. Всего в регионе трудится 232 бригады скорой помощи, в Волгограде — 76. Укомплектованность бригад фельдшерами составляет более 90%, однако по врачам и водителям в облздраве цифры не привели.
— Укомплектованность бригад скорой помощи позволяет оказывать экстренную медицинскую помощь жителям Волгограда на необходимом уровне. Общее количество специалистов на данный момент по Волгоградской области составляет 1400 человек врачебного и среднего медицинского персонала, более половины из которых трудится в Волгограде. Для дальнейшего усиления службы на территории региона и города Волгограда имеется ряд вакансий для врачей и фельдшеров, — сообщили «НовостиВолгограда.ру» в комитете здравоохранения Волгоградской области.
Количество вызовов за 2022 год в Волгограде составило 27,6 тысячи: на одну бригаду в среднем приходилось 9,9 вызовов в сутки, что ниже среднероссийского показателя в 10,4 вызова. Даже если их количество дорастет до 30 тысяч — на одну бригаду будет приходится 11 вызовов, что несущественно выше среднего числа по России, добавили в облздраве
Но если в мире цифр картина более, чем благополучная, то реальная ситуация куда менее радужная. По крайней мере, в представлении самих волгоградцев. Так, большинство горожан (36%), принявших участие в опросе в telegram-канале издания «НовостиВолгограда.ру», заявили, что скорую приходится ждать свыше 40 минут. 16% респондентов ответили, что скорая доезжает до них в среднем за 40-60 минут, по 10% горожан проголосовали за ответы «до двух часов» и «больше двух часов». Лишь 21% голосовавших считают, что скорая приезжает оперативно: в среднем за 10-30 минут.
Возможная причина длительного ожидания — проблема неравномерного распределения персонала СМП по городу: пока на одних подстанциях медработников достаточно, на других их не хватает.
В частности, проблема с кадрами наблюдается на подстанции СМП в Красноармейском районе. Фельдшер скорой помощи, с которым нам удалось пообщаться, рассказал, что летом многие сотрудники покинули службу: кто-то перевелся на другую подстанцию, кто-то перешел в стационар, а у одного из работников случился инфаркт. По словам нашего собеседника, доходило до того, что на дежурстве оставалось лишь 3 выездные бригады на 200 тысяч человек, проживающих в самом южном и самом большом районе Волгограда.
— По нормативам на 10 тысяч населения должна приходиться 1 бригада. 20 машин на нашей подстанции никогда не было. 10 — это максимум, который воспринимается, как благословение. Особенно после того, что было летом. Наибольший кризис я наблюдал с июля по август этого года, когда в разнарядке могло стоять 3 бригады. Водители говорят, что везде ситуация обстоит намного лучше, чем у нас: общая напряженность работы ниже, почти после каждого вызова возвращают на базу, больше ночного сна, — поделился с корреспондентом «НовостиВолгограда.ру» собеседник.
Важно понимать, что нередко пациента приходится госпитализировать в другой район, а в некоторых случаях везти в Волжский. Соответственно бригада на несколько часов «выпадает» из рабочего ритма, и нагрузка перераспределяется между оставшимися медработниками. Если подстанция не справляется с количеством вызовов, на помощь выдвигаются бригады из других районов.
Нагрузка — страшная, подчеркивает наш собеседник: медики постоянно в разъезде, из-за чего времени не остается ни на сон, ни на перекус.
— Бывает заезжаем на подстанцию только на обед, то есть ровно на 20 минут. Быстро едим, а чай пьем либо залпом, либо допиваем уже в машине. Некоторые смены вообще поспать не удаётся. Я могу отпахать день и половину ночи с любой нагрузкой, но дальше это уже превращается в пытку. На следующий день после этого состояние не лучше. Просыпаешься часов в шесть вечера, а продолжаешь чувствовать себя ужасно. Здоровью это всё не способствует. Давление растёт, пульс тоже, таблеток приходится пить больше, — поделился своей историей один из работников волгоградской службы скорой помощи на условиях анонимности.
При этом зарплата несоразмерна нагрузке. По словам нашего собеседника, при работе на одну ставку фельдшер получает около 20 тысяч рублей, врач — 40-45 тысяч.
На сайте Клинической станции скорой медицинской помощи результаты несколько отличаются: оклад врача СМП указан в размере 22 тысяч рублей. К этой сумме прибавляются социальная выплата и надбавки за стаж, вредные условия труда, категорию квалификации и соответствие критериям эффективности. В итоге среднемесячную зарплату обещают в размере 70 тысяч рублей. Фельдшер получает в два раза меньше — 35,4 тысячи рублей с учетом всех надбавок при окладе в 12 тысяч.
Много ли это? Скажем, зарплаты официанта вполне достигают «фельдшерских». По данным сервиса hh.ru, в среднем в общепите можно получать 28-46 тысяч рублей в месяц. Курьеры могут рассчитывать на 30-40 тысяч, менеджеры по продажам — 45-60 тысяч, продавцы-консультанты — от 25 до 35 тысяч, а зарплата водителя в зависимости от категории может превышать 80 тысяч рублей. Цифры не впечатляющие, но и нагрузка значительно меньше. Добавим, что по данным Росстата, средняя официальная зарплата в Волгограде составляет 48,3 тысячи рублей — существенно больше среднего заработка фельдшера.
Сейчас возникшую кадровую брешь пытаются заткнуть студентами медвузов. В августе 2022 года Правительство РФ разрешило учащимся четвертых курсов до конца 2023 года работать в составе бригад «скорой помощи». Эксперимент оказался удачным, и действие постановления продлили на 2024 год.
Согласно прежним требованиям, медработник, желающий работать в общепрофильной врачебной выездной бригаде, должен был иметь высшее образование по специальности «лечебное дело» или «педиатрия», либо пройти подготовку в интернатуре или ординатуре по специальности «скорая медицинская помощь». Сейчас же достаточно осилить 36-часовую программу переподготовки, чтобы совершать выезды в составе бригады. Правда, под присмотром врача-наставника.
Параллельно пытаются увеличить кадровый потенциал за счет роста приема абитуриентов в медвузы. В 2023 году количество бюджетных мест увеличили, причем большинство из них сделали целевыми. В первую очередь это касалось тех регионов, которые особенно нуждаются в квалифицированных специалистах.
Удержать кадры в госсекторе и нивелировать отмену ковидных выплат попытались за счет социальных выплат врачам дефицитных специальностей, в том числе и медработникам скорой помощи. Врачи станций и отделений СМП стали ежемесячно получать 11,5 тысяч рублей, а фельдшеры и медсестры — 7 тысяч.
Это большой шаг со стороны Правительства, потребовавший серьезного финансирования. Тем не менее, в перерасчете на одного человека такая помощь кажется мизерной и уж точно не идущей в сравнение с ковидными надбавками. Эксперты считают ее скорее компенсационной, нежели стимулирующей. Для привлечения кадров нужен большой зарплатный рывок, но финансирование подобного рода программ сейчас не в приоритете.
Одним из возможных решений зарплатного вопроса и, как следствие, кадрового дефицита может стать единая для всех регионов система оплаты труда медицинских работников. В ней акцент сделан на увеличении оклада, а не надбавок. Подобную программу планируют внедрить в России в 2025 году — сейчас ее «обкатывают» в пилотном режиме в нескольких регионах.
Основной целью реформы называют сокращение разрыва в заработных платах между субъектами и введение единой отраслевой системы оплаты труда. Правда, запуск программы уже откладывался два раза, и далеко не факт, что через два года это не произойдет вновь.
Безусловно, радует, что Правительство, наконец, обратило внимание на почти бедственное положение в службе скорой помощи. Предпринимаемые шаги внушают осторожный оптимизм, но многое упирается в деньги: без специализированных программ поддержки работников СМП и ощутимого поднятия зарплат коренным образом ситуацию с кадрами изменить не удастся. В этом случае регионы рискуют остаться без скорой медицинской помощи.