Средний срок службы автомобильных аккумуляторов — порядка 5 лет. Бывает, что АКБ служат чуть дольше, но случается и обратная ситуация, когда уже через 3-4 года начинаются серьёзные проблемы. В любом случае, если аккумулятору уже есть три года, нужно более пристально за ним наблюдать. В частности, отмечать, нормально ли заводится машина с наступлением холодов. Если замечаете, что стало хуже — выберите подходящий момент и снимите АКБ, чтобы подзарядить его.
Некоторые автомобилисты перед наступлением зимы заряжают аккумулятор в профилактических целях. Но можно самому проверить уровень заряда и плотность электролита и сделать выводы. Если АКБ обслуживаемая, определить плотность электролита можно с помощью специального прибора — ареометра. При этом важно, чтобы аккумулятор был полностью заряжен и находился в тепле (от +20° С). Нормальными считаются значения в пределах 1,26 г/куб. см — 1,28 г/куб.см.
Уровень заряда проверяется при помощи мультиметра. Тут всё просто — на приборе выставляется режим измерения напряжения, красный щуп прикладывается к плюсовой клемме АКБ, а чёрный — к минусовой. Нормальными считаются значения от 12,6В и выше. Отклонения даже не несколько десятых говорят о снижении уровня заряда. При показателях менее 12В аккумулятор уже будет разряжен.
Лучший способ подзарядить аккумулятор, не снимая его — покататься на машине. Во время работы двигателя АКБ подзаряжается от генератора. В морозы это особенно актуально, потому что при низких температурах аккумулятор хуже держит заряд и в целом дольше подзаряжается.
Но важно иметь в виду, что эффективность зарядки зависит от длительности работы генератора. То есть чем дольше вы за рулём, тем лучше зарядится АКБ. Отсюда вывод — если вы часто ездите на короткие расстояния (например, только на работу несколько километров в день), то аккумулятор не будет успевать полноценно зарядиться. В таких случаях полезно 1-2 раза в неделю прокатиться подольше — хотя бы час, чтобы дать батарее время на подзарядку.
Важный фактор нормальной работы аккумулятора — его чистота. Грязная АКБ хуже держит заряд и быстрее его теряет. Поэтому периодически протирайте от пыли и налёта свой аккумулятор, а также очищайте клеммы. Их можно дополнительно обработать специальным средствами для улучшения контакта.