Количество контрафакта в России за последний год заметно выросло. По данным Федеральной таможенной службы, в 2022 году в стране зафиксировано 8,2 млн единиц контрафактной продукции. А в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности было возбуждено 563 дела. Конечно, и в 2021 году контрафакта в Россию ввозилось достаточно — тогда в ведомстве выявили 7,2 млн фактов. Но разница в миллион подделок за год всё же более чем ощутимая.
В числе категорий, где чаще всего выявляют контрафакт — одежда и обувь, детские игрушки, автотовары, техника и электроника, бытовая химия и парфюмерия. В основном, как уточняют в ФТС, такие товары реализуют через рынки, небольшие магазинчики или маркетплейсы. За последние месяцы выросло число негативных отзывов о качестве товаров из разделов «Бытовая химия» и «Средства гигиены». Особенно это касается бритв, женских прокладок, средств для стирки и т. п.
Хватает жалоб и на алкоголь, который вроде как должен быть импортным, но порой вкус, мягкость, а то и последствия дают повод в этом усомниться. А волгоградские автомобилисты всё чаще стали жаловаться на качество запчастей. Эксперты связывают это с необходимостью закрыть дефицит деталей на некоторые марки.
В Ассоциации дистрибьюторов автомобильных комплектующих подтвердили, что контрафакта на рынке за последний год стало больше, но добавили, что оценить его в цифровом эквиваленте невозможно. А вот аналитики компании Gruzdev Analyze оценили долю контрафакта на рынке автозапчастей в 28%. Также намного больше подделок стало в сегменте расходных материалов (фильтров, тормозных колодок, щёток стеклоомывателя и т. д.), а самая плачевная ситуация — в категории моторных масел и других технических жидкостей (там доля подделок достигает 18%).
Эксперты связывают рост числа подделок с несколькими факторами. Это и ввоз ряда товаров в страну по механизму параллельного импорта, что негативно сказывается на контроле качества продукции. И послабления для отечественных товаров, занявших освободившиеся ниши. Свою роль играет и мораторий на плановые проверки бизнеса для надзорных органов. Ну и, разумеется, структурные изменения рынка после ухода зарубежных компаний — например, после их передачи в руки российских владельцев.
Зачастую покупатель осознанно идёт на приобретение товара более низкого качества, понимая, что разница в цене ощутимая, а в качестве — минимальная. Во многих категориях такой подход вполне оправдан и ради экономии выглядит логичным. Сюда можно отнести автозапчасти, если речь идёт о простейших расходниках, одежду и обувь (вещь может прослужить и меньше, чем оригинальная, но при этом выглядеть не хуже и стоить значительно дешевле), аксессуары или ту же парфюмерию (менее стойкий аромат на фоне куда более выгодной цены вряд ли станет проблемой).
Но есть и такие категории, где покупка подделки может обернуться серьёзными последствиями. В первую очередь это лекарства — контрафактные медицинские препараты при самых удачных раскладах не помогут решить проблему, а в худшем случае и вовсе негативно скажутся на здоровье. Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров констатировал, что в прошлом году в России выявили поддельных лекарств более чем на 1 млрд рублей. Установить контрафакт помогла система цифровой маркировки.
Избегают «левака» и при покупке техники и электроники, поскольку тут тоже экономия может выйти боком — потом можно либо разочароваться в функционале, либо разориться на бесконечном ремонте. К примеру, для неоригинальных наушников или колонок может быть характерно некачественное звучание, для телевизоров — дефекты изображения и т. п. Проблемы могут проявляться как в важных параметрах, так и в несущественных деталях вроде неработающей кнопки, которая особо не используется, или редких перебоев с определёнными функциями — тоже не сильно нужных.
Кроме того, большинство покупателей стараются сильно не экономить на детских товарах, даже если это обычная игрушка из недорогих материалов. Тут, с одной стороны, сказывается забота о здоровье подрастающего поколения, а с другой — практическая составляющая, поскольку дешёвые игрушки ребёнку будет легче сломать.
В последние годы на фоне высокой популярности у покупателей заметно прирос продавцами сегмент маркетплейсов. Сегодня это, по сути, крупнейшие онлайн-рынки, где также есть риск нарваться на некачественный товар.
— Контрафактные поставки в маркетплейсах распространяются в основном на такие товары, как трикотаж, обувь, верхняя одежда, предметы электроники и бытовой техники, т. е. на категорию товаров народного потребления, — рассказывает генеральный директор фулфилмент-оператора TEAM DEEM Дарья Татаринова. — На маркетплейсах тоже встречаются поддельные товары. Администрация с этим борется, но количество продавцов уже исчисляется тысячами, и за всеми не уследишь.
В этих условиях, как подчёркивает Дарья, необходимо обращать на самих поставщиков — авторов карточки. Если там указано само представительство компании, либо дилер, то покупать можно смело. Также оригиналом торгуют сами маркетплейсы. Также желательно обращать внимание на отзывы — плохие или слишком много хороших, написанных без конкретных плюсов, должны насторожить. Стоит опасаться и акций с кричащими предложениями (вроде «кожаная сумка + часы за три тысячи рублей, скидка 70%», где вдобавок отсутствуют контакты продавца). Зачастую такие сайты торгуют подделками. Если же рискнули, то можно отдельно застраховать покупку, тогда страховая вернет вам большую часть суммы. А вообще по закону вернуть товар можно в течение 14 дней (электронику — в течение 7 дней).
По мнению Дарьи Татариновой, правильный алгоритм при покупке в интернете должен выглядить следующим образом. Определитесь, что за товар вам нужен, соотнесите с бюджетом. Далее по возможности найдите такой или похожий и оцените визуально (или даже померяйте, если это одежда). Затем заходите на сайт-агрегатор цен, находите наиболее удобный вариант по цене и срокам доставки и делаете заказ, не забыв про промокоды, бонусы и кэшбеки.
В условиях параллельного импорта и необходимости насытить рынок многими товарами, которые официально стали недоступными для россиян, поток контрафакта ожидаемо увеличился. При этом в российском законодательстве сейчас нет прямой ответственности за подделку товаров популярных брендов.
Эксперты уверены, что попытки закрутить гайки в данном случае окажут негативное влияние на рынок. Это связано с тем, что, во-первых, сами покупатели зачастую готовы по адекватной цене приобретать неоригинал. Согласно исследованиям НИУ Высшей школы экономики, такой расклад устраивает 34% россиян. А во-вторых, сама экономическая ситуация сегодня создаёт для этого благоприятные условия. В результате получается «гремучая смесь»: контрафакта объективно становится больше, а на фоне повышенного спроса на неоригинальную продукцию эта тенденция будет только расти.
К слову, «НовостиВолгограда.ру» выяснили мнение людей относительно качества товаров зарубежных брендов. По результатам опроса в нашем Telegram-канале, 42% респондентов заявили, что заметили ухудшение качества ряда товаров. 17% опрошенных признались, что их больше волнует рост цен, нежели вопрос качества. И только 4% считают, что качество товаров осталось на прежнем уровне.
Загрузка…
Какую картину мы видим в итоге? Ситуация с уходом западных брендов и необходимость максимально возможно сохранить в глазах потребителя привычный ассортимент товаров и удержать цены привели к снижению контроля за качеством. Но в то же время многие покупатели готовы приобретать товары неизвестных брендов или более низкого качества, если они их устроят по цене и не будут откровенно бракованными.
Что касается параллельного импорта, то в других странах этот механизм работает несколько по-другому. Там есть офисы компаний-правообладателей, где следят за поставками и, соответственно, могут не допустить ввоз подделки. В России же схема параллельного импорта не имеет должного уровня контроля, что, по сути, делает её серой.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что качество многих товаров в ближайшие годы будет оставлять желать лучшего и людям нужно привыкать к новой реальности. С одной стороны, важно понимать, что можно нарваться на явную подделку и осознавать эти риски, а с другой стороны — в целом снизить планку ожиданий от того, что реально доступно на российском рынке.