Существует несколько популярных мошеннических схем, которые они используют, чтобы обмануть покупателей, делающих заказ на маркетплейсах. Зная о них, можно не попасться на удочку аферистов и сохранить свои деньги и сберечь нервы.
Как работает. Мошенники рассылают по различным чатам в мессенджерах сообщения с ссылками, в которых указываются большие скидки на разные дорогие товары, которые можно купить на маркетплейсе. Человек проходит по такой ссылке и попадает на почти полностью идентичный оригинальному сайт с заманчивыми ценами. Далее он вводит данные карточки, но вместо товара остаётся ни с чем.
— Всегда смотрите на поисковую строку, где указано доменное имя сайта, — рекомендует руководитель отдела сопровождения клиентов Фулфилмент-оператора «Атико» Виталий Маяков. — Как правило, мошенники используют домены, зарегистрированные в других странах, либо добавляют различные знаки препинания вроде тире, либо цифр в попытках найти максимально похожий домен, дабы ввести человека в заблуждение.
Как работает. Мошенники взламывают личную почту пользователя, изучают содержимое с помощью ботов и зачастую находят данные о посещении маркетплейса с сохранёнными там данными вашей карточки.
Затем они заказывают в своём фейковом аккаунте на маркетплейсе разные товары стоимостью до тысячи рублей, чтобы оплата могла проходить без подтверждения с помощью смс и оплачивают с вашей карточки.
— Чтобы избежать подобной ситуации, используйте сложные пароли с как можно большим количеством разных знаков, — советует Виталий Маяков, руководитель отдела сопровождения клиентов Фулфилмент-оператора «Атико». — Такие пароли будет трудно подобрать разным программам дешифраторам.
Для онлайн-покупок желательно завести специальную отдельную карточку. Деньги на неё нужно переводить только при желании приобрести товары — непосредственно перед покупкой и оплатой.
Кроме того, существуют разного рода виртуальные карточки с функцией одноразовых данных, когда для покупки банк специально создаёт отдельные реквизиты карты, а в другой раз они уже будут недействительны.
Мошенники мониторят недовольных клиентов маркетплейсов, у которых произошла какая-то ситуация — например, они оставили свой негативный комментарий на странице маркетплейса в социальной сети. После этого они связываются с клиентом якобы от маркетплейса, входят к нему в доверие и просят сообщить данные его карточки, чтобы перевести денежные средства обратно. Получив данные, мошенники разными способами выводят денежные средства со счетов человека.
— Для того чтобы избежать подобного сценария, общайтесь с сотрудниками только в официальных каналах, — отмечает Виталий Маяков. — Это могут быть либо чат сайта или приложения, либо другие официальные контакты — телефон, электронная почта и т. д., если они указаны на официальном сайте маркетплейса.
Помните, чтобы не стать жертвой мошенников при покупке товара в интернете, нужно быть очень осмотрительным, не торопиться, внимательно проверять сайты, не доверять сторонним звонкам, сообщениям и не переходить по подозрительным ссылкам.