Posted 19 октября 2023, 13:50
Published 19 октября 2023, 13:50
Modified 20 октября 2023, 09:06
Updated 20 октября 2023, 09:06
Авторы документа предлагают наделить муниципалитеты правом переименовывать поселки, города, хутора и села, а также прочие географические объекты. Законотворцы уверяют, что из-за уничижительных названий жители подвергаются травле. А родители прикладывают усилия, чтобы сменить адрес рождения и регистрации своих детей.
Согласно нынешнему законодательству, окончательное решение о переименовании населенного пункта принимают региональные органы власти. Те, в свою очередь, намерено не согласуют смену названия из-за серьезных финансовых издержек для регионального бюджета.
— В результате жители указанных населенных пунктов предпочитают уезжать со своего места жительства или продолжают испытывать дискомфорт. Тем не менее, в населенных пунктах с оскорбительными названиями продолжают жить сотни тысяч граждан России, — сказано в пояснительной записке.
Один из авторов законопроекта, вице-спикер Госдумы Владислав Даванков пояснил, что к депутатам обратились жители одной из деревень в Ярославской области. Они пожаловались, что бранное название поселения отпугивает молодежь и вызывает смех у жителей соседних поселков, но добиться переименования не получается.
Среди приведенных законотворцами примеров «неблагозвучных» названий — села Шалава и Лох в Саратовской области, Пуково в Тверской, Мусорка в Самарской, и Попки в Псковской области.
Нам удалось пообщаться с жительницей села Лох, упомянутого в документе. Татьяна Задимидченко считает выводы парламентариев надуманными. Лоховчане не страдают от издевок и не переделывают документы в попытках избавиться от «неблагозвучного названия».
Напротив, уверяет женщина, оно выделяет село из множества похожих, привлекает внимание потенциальных туристов. У собеседников причудливый Лох вызывает лишь безобидное любопытство. Некоторые затем ищут информацию о селе в интернете, узнают о его истории, уникальных достопримечательностях и живописных пейзажах.
— Мы никогда не стыдились названия своего села. Могли сами пошутить, придумывали всякие забавные рифмы, сочиняли истории с Лохом. Ни разу не помню, чтобы хоть кто-то как-то негативно реагировал. Люди обычно просто выказывают интерес, в этом нет ничего такого. Я не понимаю, зачем людям нужно переименование. Это ведь и огромные финансовые издержки, волокита со сменой документов. И ради чего? — комментирует Татьяна Задимидченко.
Название — это еще и словесный памятник истории. Наравне с предметами быта и архитектурными сооружениями оно рассказывает нам о месте, его жителях, передает колорит края. В случае с Лохом это особенно видно. Происхождению названия села посвящены научные статьи историков Виктора Кондрашева, Николая Малова, других фольклористов и лингвистов.
Известный волгоградский краевед Роман Шкода считает, что к работе по переименованию стоит привлекать не только местных жителей, но и историков, краеведов. Под нож не должны попасть значимые с исторической точки зрения топонимы.
— В каждом конкретном случае нужно разбираться. Смотреть, насколько название исторично, откуда оно взято. Бывает, что на первый взгляд название неблагозвучное, но имеет интересные исторические корни. Если этот населенный пункт где-то прославился, то здесь уже нужно анализировать. Люди, как правило, эмоционально оценивают ситуацию, не все разбираются в истории. Нужно привлекать к работе экспертов, историков, краеведов, все взвешивать, — прокомментировал «НовостиВолгограда.ру» Роман Шкода.
Важно разработать точные критерии того, что именно можно считать уничижительным. Закон не должен быть всеобъемлющим, подчеркивает Шкода.
— Это вопрос толкования. Что можно считать оскорбительным, неблагозвучным? Я вот считаю улицу Землячки в Волгограде неблагозвучной, потому что эта личность, мягко скажем, неоднозначная. Нужно разработать конкретные критерии, по которым можно было бы точно определить, что является оскорбительным, а что нет, — добавил краевед.
В Волгоградской области также немало занимательных названий — чего только стоят хутора Сиськовский, Прыщевка, Грязнуха и упомянутые парламентариями Попки. Последний, кстати, в 2020 году удостоился звания населенного пункта с самым смешным именем.
Депутат облдумы Руслан Шарифов предложил поинтересоваться мнением людей, прежде чем принимать поспешные решения о переименовании. Жители могут быть вполне довольны необычным именем родного поселения.
— В Волгоградской области есть Сиськовский, Попки, Прыщевка, Распопинская, Сарай и множество других запоминающихся названий населенных пунктов. Может, стоить спросить у жителей, которые, возможно, довольны, что их хутор или село выделяются среди остальных? — задается вопросом Руслан Шарифов.
Даже в случае принятия закона вряд ли стоит опасаться массового переименования населенных пунктов. Все-таки это тяжелое бюрократическое мероприятие с серьезными финансовыми издержками. Едва ли местные власти решатся на этот шаг. Особенно, если учитывать, что во многих таких селах население в лучшем случае достигает несколько сотен человек.
Это значит, что с карты России еще долго не исчезнут пусть и неблагозвучные, но самобытные Сиськовский, Прыщевка и Грязнухи. В конце концов, среди тысяч поселений Волгоградской области именно они приковывают внимание любопытствующих, а кого-то даже побуждают туда приехать.