Об этом сообщил Кирилл Истомин, первый заместитель гендиректора АНО «Диалог Регионы» на международном форуме «История для будущего. Россия и Беларусь», сообщает 56orb.ru.
По словам Истомина, особенно много фейков мирового масштаба зафиксировано во время пандемии, что послужило поводом для развития фактчекинга. В России стали создавать антифейковые платформы и онлайн-ресурсы с официальными данными. Кроме этого, была запущена маркировка фейков и автоматизация их выявления. Однако те, кто извлекает выгоду из вбрасывания недостоверной информации, постоянно совершенствуют технологии создания лжи и ее распространения.
Кирилл Истомин рассказал о форматах вбросов, которые были зафиксированы в этом году. Так, в половине случаев для обмана использовались текстовые сообщения ложного характера. При создании 30 процентов фейков использовались архивные фотографии и видео, которые не имеют никакого отношения к актуальным событиям. Кроме этого, в 8 процентах случаев авторы вредоносных информационных вбросов использовали фальшивые документы. Особой внимательности требуют дипфейки и генерация голоса. На сегодняшний день этот формат используется в 0,1 процента случаев, однако с учетом развития нейронных сетей в дальнейшем их количество может возрасти.
Эксперт обратил внимание, что для сдерживания распространения ложной информации нужно разработать системный подход. Речь идет о выявлении ложных сообщений, их опровержении, удалении и маркировке. Как правило, фейки приживаются в темах, по которым отсутствует официальная информация.
«Первая задача — максимально информировать жителей по волнующим темам, снимать тревогу и отвечать на вопросы. Вторая — формировать цифровую гигиену с самого раннего детства, привычки не принимать поспешных решений, перепроверять информацию», — считает Кирилл Истомин.
На важность технологического развития для предотвращения распространения фейковой информации обратил внимание и Алексей Гореславский, гендиректор АНО «Институт развития интернета».
Он отметил, что нельзя недооценивать технологические аспекты изменений, имеющие двойственную природу. Сегодня методы создания ложного контента активно используют кинематографисты. Такие технологии могут применяться и для дезинформации российского населения.
Отметим, что участниками дискуссии также стали представители крупных телеграм-каналов и блогеры.