По данным ЦБ, только за 2022 год около миллиона россиян стали жертвами мошенников. Потери оцениваются в десятки миллиардов рублей. На каких тонких струнах нашей души играют телефонные преступники? И как не вестись на происки аферистов? Об этом «Комсомолке» рассказал врач-психотерапевт Андрей Курпатов.
— Андрей, объясните такую странность. Наверное, сложно найти человека, который не слышал бы о телефонных мошенниках. Но все равно они как-то умудряются найти новых жертв. Как так?
— Дело не просто в доверчивости пострадавших, а в том, что сами технологии манипуляции сознанием людей стали чудовищно изощренными. Преступники, как правило, хорошо осведомлены о жертве. Они обращаются по имени-отчеству. Представляются официальными лицами. Предоставляют подтверждения, переключают на других важных профессионалов. То есть у человека создается иллюзия, что он общается с наделенными властью людьми, а сам он — беззащитная жертва обстоятельств.
Вот этот напор и слаженность мошенников, а также техники внушения, которые они используют, выбивают у человека почву из-под ног. Он уже не может мыслить критически, он не решается обратиться за помощью, потому что, как ему угрожают, это будет иметь фатальные последствия.
— На чем конкретно играют преступники?
— На природных инстинктах — страхе, неуверенности, потребности в безопасности. И, что самое отвратительное, на таких прекрасных качествах, как доброта, доверие, благодарность. Мошенники создают ситуацию, когда человек чувствует себя не только зависимым от преступников, но и испытывает к ним благодарность за то, что они его «спасают».
— Есть ли какие-то общие черты у жертв мошенников? То есть люди с какими чертами характера более склонны обманываться, а какие — менее склонны?
— В том-то все и дело, что мошенничество может коснуться каждого. Дело не в психологии жертвы, а в нашей общей — человеческой — психологии. Если вы знаете ее законы, то знаете, как манипулировать человеком. На этих же механиках выстраиваются и «информационные войны», например. Так что, ни высокий уровень IQ, ни уровень образования, ни даже опыт работы в крупнейших финансовых организациях не даст гарантии защиты от манипуляций. Только знание конкретных схем мошенничества и того, как в том или ином случае себя вести.
— Но есть ведь какие-то отягчающие обстоятельства, делающие человека более подверженным манипуляции?
— Да, это наша общая усталость, хронический стресс и перегруженность внимания. Состояние депрессии также влияет на наши когнитивные функции: снижаются внимание, память, способность критически мыслить. Еще повлиять на нашу восприимчивость к мошенническим схемам могут низкая самооценка, наше чувство неполноценности, робость, стеснительность.
— На что в первую очередь с психологической точки зрения давят мошенники? На какие крючки ловят в самом начале разговора?
— Чаще всего используются две стратегии воздействия — «эмоциональный шок» и «перегрузка». «Эмоциональный шок» — когда вас неожиданно и резко погружают в стрессовую ситуацию. Вам, например, могут позвонить и сказать, что на вас пришло распоряжение об аресте счетов или что все ваши деньги украли. Задача — вывести вас из равновесия, вызвать эмоциональный шок и тотальную растерянность. Вы должны запаниковать. Тогда вас принимаются успокаивать и внушают, что на проводе — ваш спаситель, который вошел в ваше положение и готов вам помочь.
Другой вариант — стратегия «перегрузки»: создание ситуации, когда вам необходимо одновременно осмыслить большое количество информации. Чем больше сложных терминов, названий правоохранительных органов и другой информации, тем вам труднее ориентироваться, и мошенник добивается желаемого. От «перегрузки» человек впадает в состояние психологического транса.
Или игра на «страх неизбежности»: мошенники грозят тем, что случится что-то непоправимое — деньги уже нельзя будет вернуть, преступника невозможно будет поймать, а поэтому надо действовать немедленно и выполнять все указания.
— Иногда бывает так, что даже сотрудники банка или родственники не могут вывести человека из транса, как заставить своего близкого «включить мозг»?
— Первый шаг: попробуйте переключить его внимание на что-то другое. Если у вас получится и он сможет погрузиться в какую-то другую деятельность, то, вероятно, все благополучно. Бывают случаи, когда человек находится в неадекватном состоянии, ведет себя словно загипнотизированный. В этом случае могут помочь простые физические действия: нужно вернуть его в реальный мир, — что-то сделать, что-то рассмотреть, в чем-то разобраться. Хорошо помогают дыхательные упражнения: буквально можно сказать, что стало душно и надо глубоко подышать, и сделать это вместе с ним — вдох-выдох и т. д. Простые физические действия, внимание к обстановке и нормализация дыхания — самые простые инструменты, которые помогают нам вернуться в реальность, если человек оказался под гипнотическим воздействием. В простонародье в таких случаях «околдованности» говорят: «Ущипните меня!» Как раз про это — выйти из забытья в реальный мир.
— Можно ли как-то натренировать себя или близкого человека не поддаваться на такие уловки?
— Тут прежде всего поможет знание о возможных схемах мошенничества. Главное, что надо помнить: если кто-то, кем бы он ни представлялся и какую бы историю ни рассказывал, спрашивает у вас по телефону код из СМС, трехзначный код с оборотной стороны карты или просит куда-то перевести деньги — это однозначно мошенник.
Во-вторых, это навыки критического мышления: умение анализировать информацию, задавать себе проверочные вопросы, фиксировать достоверность источников. Наконец, помните, что бы ни случилось, вы не обязаны реагировать немедленно — небо на землю не упадет, — возьмите короткую паузу и вспомните то, о чем я сейчас рассказываю. Если что-то вызывает у вас хотя бы малейшие подозрения, эта пауза позволит вам прийти в себя и проверить информацию. Обсудите поступившую вам информацию с критически настроенными друзьями, экспертами, которых вы лично знаете и в чьем мнении вы точно можете быть уверены, наконец, с членами своей семьи. Не бойтесь сказать нет, если что-то кажется вам неправильным, вызывает дискомфорт или подозрение.
Этот развод рассчитан на пожилых людей. И длится несколько недель. Начинается так. Жертвам сообщают, что кто-то пытается незаконно переоформить на себя их собственность, а правоохранительные органы уже расследуют это дело. «Следователь» по телефону просит пожилого человека проявить гражданскую ответственность и помочь органам в поимке преступников. Для этого надо лишь побыть в качестве наживки. А именно — опередить злоумышленников и самостоятельно продать квартиру.
Примечательно, что у телефонных аферистов в этот момент появляются офлайн-сообщники. Они приходят под видом риелторов, которые срочно продают недвижимость. Как правило, по заниженной стоимости, чтобы ускорить сделку. А после нее мошенники просят (а точнее, требуют) перевести всю выручку на «безопасный счет». Якобы до окончания следственных действий. На этом звонки и визиты прекращаются.
Жертв держат на связи постоянно и запрещают общаться с родственниками. Как итог — по данным московской прокуратуры, только за семь месяцев этого года мошенники лишили 11 пожилых москвичей их квартир. Общий ущерб оценивается в 156 млн рублей. Похожие истории зафиксированы и в других регионах.
ИЗ ДОСЬЕ
Андрей Курпатов — психотерапевт, телеведущий, автор научно-популярных книг по психологии и психотерапии, руководитель «Лаборатории нейронаук и поведения человека» Сбербанка.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Не звони мне, не звони
— В базах мошенников почти 80 млн россиян;
— каждый день им поступают 8,6 млн мошеннических звонков;
— четыре из пяти схем предполагают «перевод на безопасный счет»;
— более 1000 мошеннических кол-центров расположено на Украине.
По данным Сбербанка.