Posted 16 сентября 2023, 20:04
Published 16 сентября 2023, 20:04
Modified 18 сентября 2023, 11:41
Updated 18 сентября 2023, 11:41
Факторов, способствующих росту цен на запчасти, не так мало, как может показаться. «НовостиВолгограда.ру» расспросили экспертов о причинах подорожания, выяснили, на какие позиции цены изменились сильнее всего и попытались с помощью аналитиков спрогнозировать ситуацию в обозримом будущем.
Цена запчастей зависит и от того, какой марки машина и какого она года выпуска. Например, Volkswagen 2015 года обычная фара, и она будет стоить 12 тыс. руб., а у Volkswagen 2020 года светодиодная фара стоимостью 70 тыс. руб. Цена на запчасти «скачет» и от логистики: в одних регионах РФ она может быть выше, в других ниже. Кроме того, оригинальные детали стало найти ещё сложнее.
— Возьмём для примера бренд Lemförder, — объясняет генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев. — Он всегда оставлял гравировку в виде птички на своих изделиях. Что мы видим на сегодня на российском рынке? Гравировка отсутствует, есть минимум два вида одной и той же детали, которая имеет разные каталожные номера и существенно отличается по стоимости — в обоих случаях гравировка отсутствует. Качество также оставляет желать лучшего.
Дмитрий также видит тенденцию повышения цен на запчасти и по отдельным маркам. Например, год назад фара для Datsun mi-DO стоила 17 000 ₽, а сейчас уже 79 000 ₽. И это закупочная цена — в магазинах она ещё дороже. Стоимость ремонтных работ в последние полтора года выросла на 15-30%.
«Сложнее всего с запчастями на новые автомобили ушедших марок, — констатирует Дмитрий Матвеев. — Достать их не проблема — ни один бренд не ушёл с рынка полностью: через посредников, проделав очень длинный и долгий путь, запчасти всё же попадают на прилавки. Проблема в сроке ожидания детали, который может достигать от 20 дней до 3 месяцев».
А вот представитель немецкого бренда ZAUFER в РФ Алекс Вернер объясняет, что рост цен на автозапчасти в 2023 году в первую очередь зависит от количества компаний, участвующих в поставке товара, от вендора до конечного продавца. Но дефицита запчастей на российском рынке эксперт не видит, подчёркивая, что с учётом роста стоимости запчастей потребитель чаще выбирает качественный и доступный аналог вместо оригинала с логотипом автопроизводителя.
— В сегменте оригинальных запчастей многие продавцы, предвидя дефицит в период нестабильности рынка, начали поднимать цены, — рассказывает Алекс Вернер. — Поэтому рост здесь произошёл в первую очередь. Также в цепочке товародвижения оригинальных запчастей появился ещё один участник — дистрибьютор в третьей стране для организации параллельного импорта. Это добавило стоимости за счёт наценки и дополнительных затрат на логистику.
Что касается аналогов, то здесь не произошло сильных изменений, и на цену запчастей влияет лишь рост валютных курсов и стоимость прямой логистики для осуществления импорта. Таким образом, цена оригинальных запчастей выросла непропорционально относительно стоимости аналогов.
Если смотреть по категориям автозапчастей, то нельзя сказать, что все или дальше большинство из них подорожали одинаково. Можно говорить только об общей тенденции, однако по разным позициям динамика цен отличается.
— Ситуация на рынке автозапчастей остаётся стабильной, — уверяют в ГК АвтоСпецЦентр, но отмечают, что рост цен всё-таки есть. — С начала 2023 года стоимость комплектующих в среднем увеличилась на 20%. Но, учитывая повышенный спрос на расходные материалы, цена запчастей изменилась незначительно. В первую очередь подорожали детали для автомобилей массового сегмента, так как они всегда востребованы. Кроме этого, рост цен коснулся дефицитных комплектующих, в том числе датчиков расхода воздуха и блоков управления двигателями, доставка которых может занимать более долгие сроки.
В компании также заметили, что высокий спрос на запчасти приводит к лёгкой нехватке определённых расходных материалов, но существенных проблем на рынке из-за этого нет. К примеру, поставки комплектующих из Китая осуществляются в полном объёме. Слегка увеличились сроки доставки уникальных агрегатов, но владельцам популярных авто приходится ждать не более 30 дней.
— За период 2023 года цены на различные виды автозапчастей в среднем выросли на 15-17% в рублёвом эквиваленте, — отмечает эксперт в области управления транспортом и логистикой Юрий Скородумов. — Сроки поставки запчастей сейчас также увеличены, в связи со сложностью логистики. Ощутимо сильно растёт стоимость импортных моторных масел. Довольно хорошей альтернативой являются как крупные российские бренды Лукойл и Роснефть, так и относительно небольшие компании (к примеру, Lubesar).
По словам эксперта, долго приходится ждать очень специфичные запчасти, которые нельзя заменить неоригиналом или оригинальные запчасти, так как логистический путь оригинальных автозапчастей довольно длинный. Плюс есть проблема с нехваткой электронных блоков управления.
Ещё один фактор, повлиявший на рост цен автозапчастей — курс валют. Как отмечает директор по развитию бизнеса компании «Передовые Платёжные Решения» Юлия Бершадская, цены на запчасти выросли у большинства поставщиков пропорционально росту валютного курса, за исключением отдельных позиций.
— На текущий момент удаётся сдерживать цены лишь тем поставщикам, которые сформировали большой товарный запас, и пока его хватает, чтобы обслуживать клиентов запчастями, которые были приобретены по старому курсу, — поясняет Юлия Бершадская. — Но так или иначе, к концу года рост стоимости запчастей на 10-20% коснётся большинства.
Дефицита запчастей эксперт тоже не видит. Рынок насыщен качественными аналогами, произведениями в Турции, Китае, Бразилии и других странах, вышедших на наш рынок с новыми брендами. Заменить можно любую деталь. Ждать приходится лишь в том случае, если клиент настаивает на установке ушедших с российского рынка брендов. Доставить их тоже возможно. Но в этом случае придётся ждать дольше обычного.
— Существует дефицит оригинальных запасных частей для автомобилей производства Англии, Японии и Франции, — со своей стороны отмечает директор интернет-магазина запчастей BIG1.RU Александр Пушков. — Семейство автомобилей Land Rover, Jaguar и других брендов, производимых в Англии, столкнулось с сильным дефицитом запчастей. В России среди японского автопрома дефицит начал ощущаться летом 2023 года, а у французских марок проблема с поставкой в Россию запчастей возникла примерно с весны текущего года.
Дефицит или нехватка запчастей из-за сроков поставки привел к задержкам в ремонте и обслуживании автомобилей. Выросла и стоимость ремонта из-за необходимости использования более дорогих аналогов или оригинальных запчастей, которые доступны в ограниченном количестве.
— Автозапчасти можно приобрести и онлайн, — напоминает генеральный директор фулфилмент-оператора «TEAM DEEM» Дарья Татаринова. — Существуют специализированные онлайн-маркетплейсы сугубо под автомобильную тематику. Кроме того, ими торгуют и на обычных маркетплейсах. Например, по данным Яндекс Маркета, летом 2023-го года в поисках запчастей туда заходило до 16 миллионов человек. Причём на маркетплейсах продают как новые, так и б\у запчасти.
Покупателей запчастей на маркетплейсах привлекает возможность делать заказ, не отходя от компьютера и не тратя время на обзвон магазинов. Из проблем эксперты выделяют периодически попадающиеся подделки, а также психологический страх потребителей перед ними. В этих условиях нужно закупаться на специализированных проверенных сайтах, либо смотреть на карточки с высоким рейтингом и следить за отзывами, если покупаете на обычном маркете.
По итогу рост цен на автозапчасти может привести к сокращению спроса на услуги автосервисов, поскольку некоторые владельцы могут откладывать или отказываться от ремонта. Это негативно скажется на доходности и конкурентоспособности предприятий в данной сфере, а также на безопасности при эксплуатации автотранспорта.
Высокая стоимость автозапчастей может иметь косвенное влияние и на стоимость проезда в общественном транспорте и такси, ухудшая доступность и комфортность транспортных услуг для волгоградцев.